«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Долго же мы собирались посетить Крымскую Астрофизическую Обсерваторию. Помнится, еще в нашу первую поездку в 2013 году хотели попасть туда, но все как-то времени на нее не хватало. Но в этот раз, когда уже мы накатались по многим крымским достопримечательностям, дошла очередь и до обсерватории.

В первую очередь хотелось посетить ее для того, что бы посмотреть в телескоп на планеты, на звезды или другие космические объекты. Мы представляли, что значительная часть экскурсии будет посвящена именно рассматриванию небесных тел. Поэтому, как только решили, что едем, начали искать в инете телефон, по которому нужно было узнать во сколько начало экскурсии, цену билета и в какой день можно приехать.

Оказалось, что никаких проблем с записью нет, можно было записаться на любой день. Начало экскурсии в июле было ровно в 20-00, цена взрослого билета 300р и  опоздавшие к экскурсии не допускаются. Ехали мы из Севастополя на машине и добрались туда достаточно быстро. От трассы Севастополь  – Симферополь нужно свернуть по указателю на поселок Научный и ехать по дороге в гору до самого КПП. Туда так же можно добраться на автобусе из Симферополя, который ездит примерно раз в час.

Машину оставили на парковке у КПП и решили немного прогуляться. Там же на парковке сидят местные бабушки с пирожками, чаем, кофе, вареньем и другими вкусностями. Но сидят они там до 21 часа, так что лучше купить все до начала экскурсии.

Вход на территорию обсерватории свободный и она представляет собой большой парк, в котором расположены здания с телескопами и собственно главное здание обсерватории. Туда мы решили подойти и узнать, каким образом купить билет. Но никаких билетов нигде не продается, и экскурсия оплачивается ровно в назначенное время встречающим на КПП. В запасе был еще час и мы пошли гулять по парку, пытаясь найти смотровую площадку с видом на Чатыр-Даг.

К 20-00 мы подошли обратно к КПП, где уже собралось достаточно много людей на экскурсию. Как оказалось, на каждый день организовывают по несколько групп, и мы были в первой. Далее на протяжении всей экскурсии нас преследовали другие группы, и экскурсовод немного спешила. Экскурсия начиналась в главном здании, где нам рассказывали, что из себя представляет Крымская Астрофизическая Обсерватория, чем тут занимаются, про сам поселок Научный и про телескопы, которые мы посетим в ходе экскурсии.

Первый телескоп, который мы посетили был ЗТШ (зеркальный телескоп Шайна), он же был и самым большим из трех. Еще в главном здании нас опустили с небес на землю и сказали, что в эти три телескопа мы смотреть не будем, так как они рабочие, но в конце экскурсии будет специальный демонстрационный телескоп, в который нам покажут Сатурн, если не испортится погода. Поэтому к телескопу ЗТШ нас даже близко не подпустили, и мы все толпились на входе в комнату. Как нам объяснили, в помещении соблюдается чистота, и входить можно только в сменной обуви.

Второй телескоп, который мы посетили - АЗТ-11. Он был уже намного меньше первого. Но здорово было то, что вокруг его купола можно было пройтись по смотровой дорожке, откуда открывался прекрасный вид на Чатыр-Даг, на парк, на лес, на телескопы и на другие горы. Это все очень эффектно смотрелось на фоне закатного неба.

Третий телескоп 48-дюймовый рефлектор Цейсса. В помещении, где он находится, оборудована небольшая аудитория со стульями и там экскурсовод по карте рассказывает про созвездия и учит примерно ориентироваться в звездном небе. Правда то, что она показывает рассмотреть почти невозможно, так как карта маленькая и все очень мелко,  а ряды со стульями находятся далеко. Чтоб хоть как-то понять, что показывала нам экскурсовод мне приходилось пользоваться большим зумом на своей беззеркалке.

Последним был демонстрационный телескоп Кассегрена, который все встретили разочарованными фразами типа «Что за сарай?» «Или что за фигня?» и все в том же духе, на что экскурсовод всех успокоила, сказав, что это довольно хороший телескоп. Он был под маленьким белым навесом типа трейлера и сам был величиной раз в 5 примерно больше домашних телескопов, которые продают в магазинах.

Пока она настраивала телескоп на Сатурн, мы стояли в предвкушении интересного зрелища, ради которого сюда и приехали. Сначала смотреть в телескоп пустили детей, так как им нужна была еще специальная скамейка, чтоб дотянуться. Далее по два человека - один смотрит, а второй готовится. Мы были в числе первых, и заподозрили что-то неладное, когда те, кто был перед нами выходили разочарованными и как-то невнятно комментировали то, что увидели.

Подходя к телескопу и наклоняясь к глазку, я надеялась увидеть что-то захватывающе-красивое и интересное, но то что я увидела я запомнила на всю жизнь. Сначала я не поверила своим глазами и прижалась к глазку сильнее, чтоб вглядеться в это. Но когда я поняла, что то маленькое светящееся пятнышко и есть сатурн, а рядом маленькая точка это его спутник, я жестко разочаровалась. И не я одна. В основном у всех, кто выходил из кабинки с телескопом были комментарии типа «фигня какая-то». observ1

Прикладываю картинку, которую я воспроизвела по памяти в фотошопе, она передает почти один в один то, что нам показали, даже, пожалуй, вышло лучше, чем на самом деле. Ну да ладно, все же это круто конечно увидеть с Земли такую далекую и недосягаемую планету, как Сатурн, но это совсем не то, чего все ожидали увидеть в обсерватории, где есть такие огромные и мощные телескопы.

После просмотра Сатурна нас повели на смотровую полянку, с которой лазерной указкой показали разные созвездия и самые яркие звезды. Кончалась экскурсия, там же, где и началась - в главном здании, только теперь там нас ждали столы с сувенирами, магнитиками, буклетами и прочими товарами для туристов.

Далее оставалось только дойти до парковки. Перед поездкой в обсерваторию желательно прихватить с собой фонарик или хотя бы установить приложение фонарика на телефон, так как на всей территории обсерватории нет никаких осветительных приборов. Как нам объяснили, это для того, что бы ни что не мешало смотреть на небо.

В заключении не могу сказать, что я была не сильно в восторге от увиденного, хотя конечно размеры телескопов поражают. Может другим группам повезло больше, и им показали что-то более красивое и интересное с помощью демонстрационного телескопа. В любом случае Крымскую Астрофизическою Обсерваторию хотя бы один раз посетить стоит.