«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Карта маршрута зимнего похода

Вот и состоялся первый мой зимний многодневный поход. Давно собиралась, но никак не могла решиться. И это оказалось здорово! А компанию мне составил Алексей, с которым я уже ходила до этого в два похода на гору Нифертити и на Чертову лестницу.

Изначально маршрут был запланирован на 6 дней от Родниковского до Алушты. В эти дни в горах обещали много снега и температуру до -14 градусов. Подходящего спальника у меня не было, поэтому я немного сомневалась перед походом. Но решила взять свой пуховый, с которым ходила до 0 градусов и летний с комфортом +15 и непромокаемым верхним слоем. В дополнение к этому у меня теплая куртка, которой я обычно укрываюсь. Так что в целом я была спокойна. А палатку брал Алексей, так как она у него была хорошая  большая зимняя, а главное проверенная.

В назначенный день погода выдалась снежная даже в Севастополе. Ехать мы сбирались на автобусе в 9-15 от 5го км. Но его отменили, так как на дороге был гололед и он не мог доехать до города. Так как мы встретились заранее, чудом успели на маршрутку в 8-50, погрузили рюкзаки и за 80р с человека добрались до Родниковского.

Прекрасное морозное утро, солнышко начало проглядывать из-за белых низких облаков – отличное начало похода. Надели рюкзаки, и пошли в сторону Скельской пещеры, а вскоре свернули на Римскую дорогу. Тут началась зимняя сказка. Заснеженные сосны, светящиеся на утреннем солнце, вдалеке вершина Чуваш-Кой  и ярко синее небо. А рядом уходящий змейкой каньон Узунджи.

Идя по заснеженной Римской дороге, мы плавно набирали высоту. По пути мы застали малоприятную картину – на тропе лежал труп замерзшей и наполовину съеденной косули. Такое могли сделать волки или большие собаки. До Карадагских озер мы шли долго, периодически теряя тропу. Но потом быстро ее находили. Температура была около -8 градусов.

После озер мы шли по широкой грунтовке, которая была покрыта снегом. Нашей первой целью было выйти к Спирадам. И до этой цели мы добрались уже около трех часов дня. Как только мы вышли из леса, вдалеке увидели настоящих крымских оленей. Их была целая стая, около 5 -7 штук. Часть быстро проскакала и скрылась за деревьями, а двое не спеша прогуливались по снегу и позировали. Как же я была счастлива, что у меня фотоаппарат с большим зумом, с помощью него получилось сделать пару кадров, ведь за все свои походы по Крыму я впервые увидела именно оленей, а не косуль.

А на Спирадах нас ждал ужасно сильный и холодный ветер, от которого мы поспешили уйти, так и не дойдя до вершины. А виды были просто шикарные. Вдалеке виднелась заснеженная Ат-Баш, куда мы и направились, так как ночевать планировали на тур стоянке Беш-Текне. Тропа почти не просматривалась, и шли мы, постоянно сверяясь с навигатором.  Время близилось к закату, небо окрасилось в сине-розовый, а снег переливался оранжевыми бликами от уходящего солнца.

Мороз крепчал, а мы все шли и шли. Вскоре показались домики Беш-Текне. Так как тропу было найти проблематично, мы шли уже чисто интуитивно. Пришлось сделать небольшую дугу, чтоб попасть к источнику Антоновой. На нем я ночевала в середине ноября в своем одиночном походе и примерно помнила, где он находится. Спустившись к домикам, мы увидели протоптанную дорожку, которая вела снова в гору к болотам в сторону обрывов и горы Ат-Баш. По ней и мы и пошли. Я была уверена, что она ведет именно к роднику. Так и получилось.

Добрались мы до стоянки уже в сумерках. Нашли подходящее место, поставили палатку, разложили вещи и начали готовить ужин. Рацион на весь поход у нас был простой. На утро овсянка с джемом и кусок сыра, на обед пюре с бычками, хлеб и чеснок, а на ужин гречка с салом и ветчиной, лук и хлеб. Ну и чай с сухарями.

День 2

Эта ночь была самой холодной за наш поход. Температура была около -14 градусов, но на удивление я не замерзла. Правда спала я как капуста, надев всевозможные кофты, забравшись в два спальника и укрывшись теплой курткой. А вот Алексею вторую половину ночи было немного прохладно. Проснулись мы поздно, в начале девятого и еще долго собирались.

Так что стоянку мы покинули около  двенадцати часов дня. Решили идти по яйле, а не по обрывам и почти сразу вышли на какую-то дорогу. Погода была прекрасной, светило яркое полуденное солнце и, не смотря на минусовую температуру, я была в тонкой кофте и легкой ветровке. Хотелось лечь и загорать под теплыми солнечными лучами.

Вскоре снова начали возникать трудности с поиском дороги, а потом и разногласия. В основном мы шли напролом, а это постоянные спуски и подъемы из-за рельефа с карстовыми воронками. Пару раз даже не сильно проваливались в снег. На помощь снова и снова приходил навигатор.

Ближе к вечеру мы наконец-то выбрались на дорогу, раскатанную снегоходами, которая проходила прямо под радиолокационной станцией Бедене-Кыр. Было уже около пяти часов вечера, снова был прекрасный розовый закат и мы решили, что дальше смысла идти нет и нужно искать место для ночевки.

Такое место нашлось в лесочке прямо под куполами. Поставили палатку, расположились в ней, поужинали, а тем временем погода изменилась. Небо затянуло облаками, и пошел мелкий снег.  Ночью мы сквозь сон слышали шум снегоходов и голоса людей. Эта ночь была уже не такой холодной.

День 3

Когда мы вышли утром из палатки, обнаружили вокруг белую пелену тумана. От вчерашней ясной и солнечной погоды ни осталось и следа. Как обычно собрались и снова встали на тропу. Сегодня мы должны были дойти до колодца на Кичкине, а потом иди дальше в сторону пещеры Иограф.

По следам снегоходов мы очень быстро вышли на Бахчисарайское  шоссе, которое проходит через плато Ай-Петри и направились по нему в сторону села Охотничье. Но, не доходя до него, свернули в сторону тур базы . Дошли до каких-то домиков с заборами и дальше ориентировались по навигатору, так как туман сливался с белым снегом и рассмотреть что-то было просто невозможно.

Кое-как мы дошли до колодца, но обнаружили его не сразу. В заблуждение нас ввел пригорок с какими-то закрытыми люками. А сам колодец был чуть дальше, к нему вела едва заметная на снегу тропа, а сам колодец был огорожен железными колышками. Колодец был расчищен от снега и закрыт деревянной крышкой, которая легко поднималась.

Тут мы устроили обед, попили чай, отдохнули и двинулись дальше. А вокруг все кружили снегоходы. Сначала шли по следам, а потом они стали плохо различимыми и уже подключилась интуиция и навигатор. Было идти скучно, так как вокруг ничего не было видно и приходилось смотреть все время под ноги. Снег был не глубокий, чуть выше щиколотки. Пару раз облака немного поднимались, и перед нами открывался вид на заснеженную яйлу с белыми от влаги и ветров деревьями. Моя шапка и рюкзак тоже начали покрываться белыми кристаллами.

i6XQI5 OOEU

В какой-то момент, вдалеке мне удалось рассмотреть три джипа, которые стояли на горе, а потом и силуэты людей. Было это недалеко от Екатерининской дороги, которая ведет из Многоречья. Через пару минут мы уже до них дошли, немного пообщались, и продолжили наш путь. Они очень удивились, когда встретили нас, даже засняли на видео, которое я потом случайно нашла на ютуб (https://www.youtube.com/watch?v=HgnGtOCGV_Y), там мы не на долго появляемся на 19 минуте 40 секунде.

Шли мы опять не по краю обрывов, а посередине яйлы. Были мы немногим дальше Иографа, когда время подошло к закату. Облака немного поднялись и все снова окрасилось в розовые оттенки. А ветви деревьев гнулись к земле от тяжелого налипшего снега и льда.

vEf25Aph36c

К вечеру я начала ощущать боль  в подушечках под пальцами на левой ноге. Как-будто кость болела. Я подумала, что это от того, что нога очень долго в одном положении и что-то пошло не так. Решила, что когда сниму обувь и отдохну, то к утру все пройдет.

На ночевку мы встали в небольшом овраге, пытаясь укрыться от холодного ветра, но и там он до нас доставал. Всю ветрозащитную юбку палатки мы засыпали большим количеством снега, чтоб ее не сдувало ветром. Как обычно поужинали и легли спать.

4 день

Утром мои надежды не оправдались и нога болеть не перестала, вдобавок ко всему все подушечки под пальцами еще и опухли. Погода не улучшилась, был такой же туман и ветер. А по прогнозам обещали ухудшение. Был четвертый день похода, и прошли мы половину из намеченного. На этом мы решили окончить поход и спуститься к автобусу.

Спуск мы выбрали через пещеру Иограф. От Ялты было проще всего уехать. Так мы направились в сторону пещеры напрямую по белоснежным сугробам, обходя такие же белые обмерзшие деревья. Облака немного поднялись, стали видны обрывы, и мы могли идти в нужном направлении. Вышли мы немного дальше Иографа. Наконец-то нам открылся вид на Ялту и на все красоты, которые находились под нами.

До пещеры нужно было пройти метров пятьсот. На обрыве дул сильный холодный ветер, что затрудняло движение. Вскоре мы были над Иографом и теперь пытались найти место для спуска. Везде был крутой склон с большим количеством снега. Решили спускаться змейкой, траверсируя склон. Сначала это получалось, а потом снег стал не таким глубоким и идти стало проблематично. Тогда я нашла место с глубоким снегом и начала спускаться боком, как по ступенькам. Глубокий снег прекрасно меня удерживал, не давая катиться вниз.

Так мы спустились на тропу, которая вела вниз от Иографа. На ней уже были чьи-то следы. Так мы плавно начали спускаться вниз. Пару раз выходили на смотровые площадки и наслаждались открывающимся видом. Вершины гор были закрыты серыми облаками, а небо было синим и иногда проглядывало солнце сквозь зеленые кроны сосен.

В какой-то момент мы потеряли тропу, и пришлось спускаться снова по крутому склону, чтоб выйти на нее. Потихоньку мы вышли к сосняку, где решили устроить обед. Нога все так же болела. Горы остались позади и по тропинке около трех часов дня мы спустились к трассе и дошли до остановки. Почти сразу подъехал автобус до Севастополя, на котором мы и уехали. Так закончился наш зимний поход.