«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Карта маршрута Тыловое-Родниковское

Этот поход получился не запланированным, по давно знакомому мне маршруту, и на этот раз я была не одна, а в компании двух мужчин – Алексея и Александра. В планах было дойти от Тылового до тур стоянки Чертова лестница, переночевать там и дальше выйти в Родниковское. По прогнозам погоду обещали далеко не самую лучшую, но нас это не остановило.

Еще пару дней назад в горах лежал снег и, не смотря на небольшое потепление, я все еще была уверена, что в он не растаял. Выехали мы с 5го км на маршрутке в 8-50 и вскоре вышли в селе Тыловое у магазина. К моему большому огорчению снега в горах я не наблюдала. От остановки мы сразу встали на грязную раскисшую дорогу, по которой нам предстояло подниматься.

На карте этой дороги почему-то не было, но Александр по ней уже ходил и, поверив ему, мы отправились следом. Но попасть на правильную дорогу удалось только со второй попытки. Она вела через лес, плавно поднимаясь все выше и выше. Погода была пасмурной, температура воздуха около  +5, а верхушки деревьев шумели под порывами ветра.

Минут за пятьдесят мы вышли к видовым обрывам Байдарской яйлы рядом с Каланых-Кая. Теперь наш путь лежал в сторону Челяби. Пройдя немного, мы нашли хорошее место для привала и решили устроить тут второй завтрак. Восполнив силы, вскоре мы снова шли по тропе.

На открытых местах было особенно ветрено. Тут на яйле множество тропинок пересекаются друг с другом, а так же проходят грунтовые дороги.  Где-то тропа, петляя, проходит через лес, а где-то она становится почти незаметной и вместо тропы приходится идти, ориентируясь на выстроенные из камней туры.

Мы почти все время старались идти ближе к обрывам, чтоб полюбоваться открывающимися видами. Не смотря на пасмурную погоду и сильный ветер, мы встретили по пути несколько человек. Так за разговорами мы подошли к Челяби. Проносившиеся облака цеплялись за ее вершину, у которой оставалось еще немного снега. На нее мы забираться не стали, а прошли дальше по тропе в сторону затерянного мира. Посмотрев на него сверху, начали потихоньку спускаться к Байдарским воротам.

IMG 7419

Спуск этот малоприятный, каменистый и крутой. Идти пришлось очень медленно, так как ко всем прочим неудобствам еще добавились мокрые и скользкие камни. Вскоре спуск остался позади,  мы вышли прямо к Байдарским воротам и пошли отдыхать на смотровую площадку. Теперь нам нужно было немного спуститься в сторону Форосской церкви по дороге, а дальше снова подниматься на Ай-Петринскую яйлу и Форосский Кант.

Вся яйла оказалась под облаками, и видимость оставляла желать лучшего. Вдобавок все такой же сильный ветер не давал спокойно идти. Поэтому мы решили не следовать по восьмому маршруту вдоль обрывов, который, кстати, помечен указателями Большой Севастопольской Тропы, а сделать небольшой угол через лес, тем самым укрывшись от порывов ветра.

IMG 7422

Рядом с Кильсе-Бурун на дороге было немного снега, но в остальном он превратился в лужи, грязь и стекающие ручейки. Чавкая по этой грязи, мы подошли к спуску на поляну, где находится колодец Кую-Алан, но спускаться не стали, решив, что на тур стоянке найдем воду и тащить отсюда ее не обязательно.

Через пятьсот метров мы вышли к памятнику и озеру на тур стоянке Чертова лестница. Первым делом подошла к колодцу, оценить качество воды. Меня ждало большое разочарование. Вода грязная, мутная, а ко всему прочему в колодце валялся разный мусор в виде бутылок, банок и чего-то еще. В озере тоже вода была малопригодной для питья. Но тут под деревьями еще оставалось немного снега, так что мы решили его натопить для приготовления еды.

А теперь нужно было найти место для стоянки. Спешить не стали, посмотрели места с кострищами у памятника, а потом спустились ниже к навесу со столом. Тут-то мы и обнаружили что-то похожее на зимовье, сколоченное из досок, а на крыше шифер. Внутри было сухо, но не очень тепло, так как между досками были большие зазоры.

Для ночлега был оборудован деревянный настил, на котором могло уместиться около 10 человек. На входе было кострище, а внутри немного сухих дров, а это было очень важно, так как в лесу кругом сплошная вода. Дальше мы заметили еще один дом, на этот раз каменный. Он был немного выше. Мы решили проверить и его.

IMG 7426

Внутри было очень грязно и много разного мусора. В одной комнате на полу был такой же деревянный настил, а в другой самым важным объектом была старая железная кровать, при виде которой я пришла в восторг. Сразу попыталась поставить ее ровно и плюхнулась на ржавые пружины. Однозначно они не годились для того, что бы спать на них, слишком уж старые и поломанные. Рядом обнаружила доски, которые положила сверху кровати и таким образом заприметила себе место для ночевки. А Алексей и Александр решили расположиться в соседней комнате.

IMG 7431

Когда с обживанием дома было покончено, мы отправились вниз к деревянному зимовью, чтобы разжечь там костер и наконец-то поужинать. Это оказалось не просто. В ход пошло все: сухие листья, завалявшиеся в доме, газеты, оргстекло, сухой спирт, спички, зажигалки и масса усилий. В конце концов, нам удалось его разжечь.

Тем временем стемнело и туман сгустился. Натопили снег и на ужин приготовили рыбный суп, который получился очень вкусным. Мокрые дрова хорошо просыхали и теперь мы могли спокойно сидеть у костра. Через несколько часов мы заметили, что туман стал уже не таким плотным, а сквозь облака начал пробиваться лунный свет. Вскоре показалось и звездное небо. Около десяти вечера мы отправились спать.

День 2

Ночью в доме было сыро, а под утро чувствовались небольшие сквозняки, но спать все равно было достаточно тепло. Возможно, в палатках было бы и лучше, но зато не пришлось их утром сворачивать. Тем более  утро у нас настало очень поздно. Алексей проснулся раньше всех и до нашего пробуждения боролся с отказывающимся разгораться костром. А мы с Александром проснулись в начале десятого.

Тумана больше не было, а сквозь облака иногда пробивались солнечные лучи. Но верхушки деревьев все так же трепал ветер. Приготовили завтрак, собрались и теперь решали, как нам идти дальше. Выше подниматься мы не решились из-за сильного ветра, поэтому предпочли просто спуститься по реке Боса в Родниковское, заглянув по дороге на водопад.

Немного пройдя по дороге, мы обнаружили ручей, который был началом реки Боса. Если бы мы вчера приложили чуть больше усилий к поиску воды, то не пришлось бы топить снег, так как вода оказалась совсем рядом. Чем дальше мы шли, тем больше воды становилось, а родник Ешиль-Чокрак превратился в бурный ручей, который водопадом спадал в Босу.

IMG 7438

Быстро и как-то незаметно мы дошли до Родниковского водопада. Я очень обрадовалась, когда увидела шумящий поток воды, спадающий вниз. Этот водопад я застала работающим один раз в своем первом одиночном походе весной 2014 года и с тех пор очень хотела увидеть его снова. Поэтому с огромным удовольствием я спустилась вниз и посидела на камнях, слушая шум водопада.

IMG 7458

Дальше дело оставалось за малым. До села оставалось всего полтора километра, а время близилось к обеду. Так как мы никуда не спешили, то на выходе из леса у реки устроили долгий привал и только после этого отправились к автобусной остановке в Родниковском.