«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Было три свободных дня и мне было просто жизненно необходимо пойти в поход. Компанию мне составил Алексей, с которым и до этого я ходила в несколько походов. А вот с маршрутом мы не могли определиться. Я хотела на Сандык и в Татьянин грот, ему в целом было все равно куда идти, а билет почему-то решили взять до Родниковского. Выехали мы с 5км на автобусе в 7-45.

Решили лезть в гору, а вот в какую и как еще определялись в автобусе. На Чуваш-Кой я лезть не очень хотела, так как знала, что этот подъем мне дастся тяжело. Вторым вариантом был овраг Куш-Кая-Дере, но он так  и остался вторым, а первым и окончательным стал вариант подняться от Колхозного по тропе мимо озера Толака.

Тропа была не очень протоптанной и вышли мы на нее не сразу, но потом она стала четче, и мы начали подниматься. Где-то через лес, где-то по скале, по можжевеловым террасам мы забирались все выше. Набор высоты был достаточно быстрым и вскоре мы вышли на зеленую поляну с цветущими яблонями, рядом с которыми было небольшое озеро.

Тут мы сделали привал и небольшой перекус. Потом прогулялась к обрыву в надежде найти видовую площадку, но за деревьями едва виднелось Чернореченское водохранилище. Зато нашла полянку с пионами.

Тут у озера небольшая стоянка, сложено кострище и вокруг лежат бревна. Вода в самом озере далеко не самая лучшая, но рядом с озером есть колодец. Вода там более прозрачная и возможно немного чище, но без кипячения лучше ее не употреблять. Вдобавок ко всему каким-то образом умудрилась заметить там дохлого тритона.

IMG 9328

Отдохнув, снова встали на тропу, правда, вскоре ее потеряли, так как она совсем не протоптана. Ориентировались по навигатору. Много звериных троп встречалось, и иногда мы шли по ним. В итоге мы выбрались на тропу между Яны-Кыл и Борсук-Бурун. Отсюда уже открылся отличный вид на Байдарскую долину. Не такой шикарный, как с Чуваш-Кой, но тоже пойдет.

IMG 9341

Тем временем мой запас воды подходил к концу, так как в озере и в колодце мы воду набирать не стали. С собой у меня было примерно полтора литра. Шли мы теперь на Татьянин грот, а оттуда думали дойти до Беш-Текне, так как именно там следующий источник с водой.

Наконец-то началась хорошая грунтовка, она вела мимо карстовых воронок, рядом с ней цвело много адонисов и в одной таких воронок мы обнаружили снежный сугроб. Так как выбора особо не было, я набрала снега в свою бутылку. Погода была жаркой, на солнце он должен был быстро растаять и превратиться в воду, которой так не хватало.

IMG 9352

Вскоре стали видны купола Бедене-Кыр, и в этот момент я подумала, а почему бы не пойти в ту сторону, ведь они совсем не далеко. Ведь можно до вечера успеть дойти до колодца на Кичкине, вместо Беш-Текне. И из этого выходило, что на Татьянин грот нам становится немного не по пути. Решили вместо него пойти на Браконьерский грот, который находился чуть ближе.

На карте этот грот не отмечен, но Алексей знал дорогу и мы безошибочно к нему вышли. В самом гроте не было ни сосулек, ни воды, зато на входе лежал грязный снежный сугроб. Грот был просторным, из центральной комнаты есть еще боковые проходы. В правый я заглянула и увидела там еще одну просторную комнату с натечностями, а левый лаз был слишком узким и в него я заглядывать не стала.

IMG 9362IMG 9359

Рядом с гротом мы решили устроить обед, так как время было вполне подходящее - два часа дня. Расчистила грязь на сугробе и набрала оттуда чистого снега в котелок, чтоб накипятить воду на чай. А тем временем Алексей достал свою самодельную чудо-печку щепочницу, на которой предстояло топить снег. Мелких веточек вокруг валялось много и с топливом проблем не было, но так как эти маленькие веточки быстро прогорали, то приходилось постоянно сидеть и подкидывать их в печку.

Вскоре у нас было целых 2 литра чая, и мы приступили к поеданию наших запасов. Восстановив силы, мы решили, что пора бы уже идти дальше. Теперь нам нужно было вернуться немного назад до развилки, где дорога уходит в сторону Бедене-Кыра. По пути мы встретили еще несколько сугробов, поэтому на счет отсутствия родников я волноваться перестала.

Идти нужно было еще около одиннадцати километров, а время близилось к четырем часам вечера. Дорога давалась легко, так как везде была хорошая грунтовка и почти не было перепадов высоты. Пару раз за деревьями проскакивали косули, да так быстро, что я даже не пыталась достать фотоаппарат.

Талая вода в бутылке, которая получилась из набранного снега и из топленого, оказалась совсем не вкусной. Был на дне какой-то черный осадок и всякий растительный мусор, который я аккуратно слила, но какой-то неприятный и даже химический привкус остался. Но все равно пила эту воду, так как еще попадались лужи, но в основном с грязной и мутной водой.

Через пару часов мы уже были рядом с куполами и прошли рядом с местом, где ночевали в нашем зимнем походе. Когда мы свернули на дорогу, которая срезает угол и ведет прямо к повороту на Кичкине, то заметили группу людей, они были первые, кого мы встретили.

IMG 9380

На закате мы дошли до колодца на Кичкине. Наконец-то попили чистой воды. Набрали весь наш бутылочный запас и решили пойти дальше, чтоб найти видовое место для ночевки. Я знала, что буквально в километре от колодца есть хорошее видовое место рядом с таракташской тропой. Туда мы и направились. Вскоре вышли на тропинку - начало таракташской тропы, которая, петляя, вела через лес.

Пройдя по ощущению достаточно далеко в сторону обрывов, мы оставили рюкзаки и решили сходить на полянку, которая была рядом с тропой. На поляне было место для стоянки, а дальше спуск на видовой обрыв. А вид прямо на Ялту! Это было то, что нужно, но из-за ветра мы решили не становиться на поляне, а найти место в лесу.

IMG 9381

Нашли две ровные площадки под палатки и начали располагаться. За день мы прошли почти 27км. Это, пожалуй, мой новый рекорд. Ужин приготовили все на той же печке щепочнице и после того, как поели и попили чай, пошли на обрыв любоваться ночной Ялтой. Когда я ночевала на Иографе, то оттуда Ялта мне напоминала Крымский полуостров, а теперь, сидя над Таракташем, мне казалось что это толи карта России, толи карта мира, правда без Америки. Сделав ночные фотографии светящейся Ялты мы отправились к палаткам и легли спать.

День 2

Будильник был заведен на 5-30, что бы встретить рассвет, но когда мы выбежали на обрыв, прихватив с собой фотоаппараты, обнаружили, что солнце уже встало. Ну, ничего, все равно было очень красиво. Позавтракали, собрались и были готовы снова отправляться в путь. На часах восемь утра и нашей целью на сегодня стало дойти до ущелья Уч-Кош. Правда вскоре наши планы поменялись и новой целью стало дойти до Беседки Ветров и до родника на Гурзуфском седле, если конечно не помешают лесники.

От нашего места ночевки вернулись на дорогу, и пошли по Ялтинской яйле. Одно время шли почти наравне с группой велосипедистов, то мы их обгоняли на подъеме, то они нас на спуске. Чем дальше мы шли и чем выше поднимались, становилось больше снежных сугробов и луж от талого снега, вода в них была относительно прозрачной и чистой. В одной из таких луж я пополнила свой запас воды. Привкус земли был, но вода из лужи мне понравилась намного больше, чем топленый снег.

Наконец-то началась видовая часть маршрута. Теперь позади нас виднелась Ай-Петри и Ай-Петринская яйла, слева иногда показывался массив Бойка, а потом стало видно село Счастливое и водохранилище. Тут то мы и остановились на перекус, место, правда, выбрали без вида, но зато рядом со снегом, по которому мы с удовольствием походили босиком, чтоб немного снять усталость с ног.

IMG 9413

По пути мы забрались на гору Лапата и оказались на видовом обрыве прямо над Ялтой,а тем временем над нами начали кружить парапланеристы. Посидев на обрыве, мы пошли дальше и вскоре были на подходе к Кемаль-Эгерек. А виды становились все лучше и лучше, тут я уже решила делать панорамные снимки, чтоб передать всю красоту этих мест.

На Кемаль мы не пошли и свернули вправо в сторону ущелья Уч-Кош. Тут-то мы окончательно и определились, что в само ущелье мы не пойдем, а попытаемся пробраться к беседке ветров, а завтра, если позволит погода, подняться на высшую точку Крыма гору Роман-Кош.

Определились и пошли дальше в сторону Демир-Капу. По пути нашли снежник с талой водой и решил рядом с ним устроить привал с перекусом. Небо стали затягивать серые тучи и ветер стал холоднее, но дождя пока не намечалось, а я искренне верила, что к ночи тучи разойдутся.

IMG 9486

У дороги рядом с Демир-Капу встретили зайца, который сначала замер, спрятавшись за елкой, а потом дал деру и быстро скрылся из вида. На спуске к Романовскому шоссе снежный участков было много, поэтому мы начали спускаться не по тропе, а обходя снег и взяв направление на беседку. Вскоре мы спустились к соснам и путь нам преградили высокие снежные сугробы, которые еще оставались под деревьями.

IMG 9492

Снова немного обошли и таки добрались до Романовского шоссе, лесников видно не было, поэтому мы направились к беседке. Уже на подходе к ней увидели одного интересного мужчину, который шел к беседке в чем мать родила с пакетиком в руках и фотоаппаратом, которым щелкал во все стороны. Мы еще опомниться не успели, как он, сверкая своей пятой точкой, скрылся из вида.

Ну а мы таки добрались до Беседки ветров! Я планировала на нее попасть года так с 2014, когда еще с друзьями приезжала в Крым на машине из Москвы, но все нам был не по пути или не хватало времени добраться до беседки. А пойдя в этот поход, я и подумать не могла, что окажусь тут.

IMG 9510

Вид, открывшийся с беседки, конечно, стоил того. Справа была Бабуган яйла, а внизу Аю-Даг. Вдобавок еще и солнышко выглянуло, сделав пейзажи яркими и красочными. Наделав кучу фотографий, мы таки решили идти дальше. Сейчас нам нужно было двигаться по дороге, где могут проезжать лесники, поэтому мы решили пройти этот участок быстрее. Вскоре дорога сворачивала за гору, а путь преграждал сугроб, через который машина бы не проехала. Это нас успокоило, и мы пошли дальше, обойдя снег. Теперь вид открылся на беседку и обрыв, на котором она находится.

IMG 9547

Вскоре мы оставили асфальтовое шоссе и свернули на грунтовку. До гурзуфского седла и родника оставалось совсем немного, но мы решили не доходить до него, а остановиться на ночевку чуть раньше. Как раз нашлась хорошая поляна, на которой лежал небольшой кусок снега, а рядом был видовой обрыв. Я на этот момент уже так устала, что была бы рада наверно всему, но это место было просто отличным.

IMG 9551

Начали располагаться и готовить еду. Когда почти стемнело я пошла на обрыв, чтоб сфотографировать вид ночного Партенита и горы Медведь, которые располагались прямо под нами. После этого я легла спать,  а будильник завела так же на 5-30.

День 3

Тихая безветренная ночь и такое же прекрасное утро с чистым безоблачным небом, лучшей погоды и желать нельзя для подъема на Роман-Кош! Собрались и в 8 утра уже спускались на Гурзуфское седло. Отсюда нужно было сделать последний рывок в наборе высоты, что бы выбраться на Бабуган-Яйлу.

IMG 9563

И вот подъем остался позади, а впереди показалась гора Роман-Кош, которая и была на сегодня главной целью. По грунтовке мы достаточно быстро добрались до подъема на Роман-Кош, а вскоре были уже на вершине. Вот я и добралась до самой высшей точки Крыма!

IMG 9584

Панорамный вид был просто отличный! Горы, облака, синее небо, что может быть лучше? Ведь на Бабугане не так часто можно застать хорошую погоду и надо сказать, что нам очень повезло. Поэтому на вершине мы решили долго не задерживаться, и пока позволяет погода пройти всю яйлу.

Пошли мы по тропинке, проходящей по северной части яйлы, любуясь открывающимися видами. А в одном месте далеко внизу на поляне увидели целое стадо косуль. Потом мы свернули в сторону Бойсу-Тепе и вышли на грунтовку, по которой пошли дальше.

Снежные участки теперь были повсюду и проблем с водой у нас не было. Вообще Бабуган яйла мне очень понравилась. Для меня это был новый, еще мной неизведанный  кусочек Крыма.

IMG 9641

В какой-то момент мы оказались в низине, окруженной скалами, закрывающими от ветра. Тут мы решили сделать привал и перекусить, а заодно охладить ноги в снегу. После отдыха мы пошли дальше по дороге и вскоре поднялись на видовое место, с которого увидели перевал Ламбат-Богаз, через который мы собирались пройти, чтоб спуститься на Малый маяк.

Когда мы были на этом перевале, то встретили группу туристов. Время уже было полуденное и на небе становилось все больше и больше облаков. А когда мы наконец-то немного спустились, то увидели, что море от нас тоже закрывают облака.

IMG 9673

Наконец-то начались зеленые деревья и постепенно по грунтовке мы вошли в буковый лес. После яйлы с засохшей травой и снегом непривычно было видеть сразу столько зелени. Дорога шла серпантином, где-то более плавно, а где-то покруче. На третий день похода ноги у меня уже начали болеть даже в самых неожиданных местах, так как за день мы проходили больше 20км.

Так потихоньку мы спустились к роднику Талма, где снова остановились на перекус. Попили наконец-то родниковой воды и накипятили чая. Доев большую часть запасов, мы продолжили спуск. Прошли рядом с горой Парагильмен и, наконец, спустились на асфальтовую дорогу, правда вскоре свернули с нее и продолжили спуск вдоль трубы с водой.

Когда мы были почти у трассы, то оглянулись на горы и поняли, что погода на Бабугане окончательно подпортилась. Небо было затянуто серыми тучами, которые не обещали ничего хорошего. У трассы я с огромной радостью сняла свои ботинки, закинув их в рюкзак, а на смену им надела шлепки. Вышли мы на остановку Шарха, она была чуть ближе, и почти сразу уехали на троллейбусе до Ялты, а там удачно сели на отходящий автобус и поехали домой в Севастополь.