«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Карта маршрута похода Демерджи-Генеральское

Загадочная и манящая гора Демерджи! Как же долго я хотела на нее попасть, как же сильно мне хотелось побывать в долине привидений, которая расположилась на ее склонах! И 5 октября 2015 года мне наконец-то удалось это сделать!!!

Изначально планировала одна, но мне компанию решил составить мой отец. Старт намечен был на утро на жд вокзале Севастополя.  Планировали добраться до Симферополя, а потом на троллейбусе до Ангарского перевала. Дальше пройти мимо памятника Строителям дороги к источнику Верса, набрать запас воды и дальше выйти к крепости Фуна. Потом пройти долину привидений и подняться на вершину Южной Демерджи, переночевать там и встретить рассвет.

Все шло по плану, мы отправились на электричке в 8-10 из Севастополя. Через 3 часа прибыли в Симферополь и  вот мы уже сидим в троллейбусе, который повезет нас к старту маршрута. Дорога была долгой, как назло пол пути отстояли в огромной пробке, которая образовалась на трассе Симферополь-Алушта из-за аварии. В результате отсидели все что только можно и были безумно рады, когда наконец доехали до Ангарского перевала.

Тропа начиналась сразу за остановкой, перерастая в широкую дорогу. Миновав памятник, свернули правее, так как дорога прямо ведет на Северную Демерджи. И вскоре дошли до источника Верса. Он находится почти у дороги, но в заблуждение может ввести железная труба, которая идет от источника вниз. Вниз идти не нужно. Рядом с источником, оборудованные столиками, места для стоянки.

Перекусив и набрав воды мы пошли дальше по дороге и вышли на спуск к реке Демерджи. Перешли ее, и пошли по тропе сквозь заросли кустов, которая едва проглядывалась. Она, судя по навигатору, должна была нас вывести к крепости Фуна. И о чудо! Мы вышли и правда к ней! С площадки, на которую мы попали, открылся отличный вид на окружающие нас горы. С одной стороны Чаты-Даг, а с другой Демерджи и Долина привидений. Саму Фуну решили не посещать, так как, на мой взгляд, интересного там мало и пошли сразу к входу в Долину привидений. По пути встретили пасущихся коров с колокольчиками и несколько лошадей с жеребятами.

Вот мы уже и на начале подъема. Людей было достаточно много, а вот туристов с рюкзаками не было вообще. Подъем мне показался достаточно тяжелым и крутым. Опять-таки помогали мои любимые трекинговые палки. Тропа промаркирована вплоть до Солнечной поляны, до которой еще нужно постараться дойти. Без физической подготовки конечно сложнее, но в целом терпимо. Было бы желание!

Вот так медленно продвигаясь все выше и выше, дошли до первой смотровой площадки. Как мне сказал папа, эту долину привидений еще называют долиной фаллосов. И я в этом убедилась сама, когда без особых усилий нашла 3 фигуры соответствующей формы. Чуть передохнули и продолжили подъем.

Помню, что перед выходом на Солнечную поляну ноги у меня уже начали трястись. Футболка была мокрая – хоть выжимай. На этой поляне сделали большой привал, чтоб восстановить силы. Любуясь красивыми видами на Алушту, долину и Чатыр-Даг, задумались, не остаться ли здесь на ночевку. Поляна отличная, с отличным видом, с нее можно было сделать красивые ночные снимки. Время до заката оставалось совсем не много, около двух часов.

И все-таки мы решили идти дальше, так как изначально нашей целью было достигнуть вершины. А теперь еще одна цель появилась – дойти до заката. И вот тут у меня откуда-то взялись силы. Я в быстром темпе, обогнав папу, и почти без остановок добежала до последнего подъема к вершине. На этом силы кончились, склон был очень крутой и подниматься стало просто невыносимо.

Чувствовалась прохлада. Люди спускались в куртках и шапках, подбадривая нас, что до вершины осталось уже немного. А я иду и только об одном думаю, скорей бы уже подняться! Я так долго хотела этого и вот она моя цель, в 100 метрах от меня! И вот я стою на вершине, любуясь заходящим солнцем за величественный Чатыр-Даг. Мы успели! Мы сделали это! А теперь бегом переодеваться!

На горе был достаточно сильный ветер, нужно было срочно скидывать с себя мокрые футболки и надевать теплые вещи. Метров на пятьдесят ниже вершины присмотрели неплохое место для стоянки под нависающим камнем-скалой с костровищем. Нужно было успеть до темноты разложить все вещи.

Папа мой как обычно без палатки, только с тентом, на который он ложится и укрывается им. А я с палаткой, которую начало раздувать и сносить ветром. Прибивание колышками не очень помогло, поэтому скинув внутрь все вещи, начала бегать вокруг палатки и собирать валяющиеся камни. В итоге у меня была полная палатка камней! Я их разложила внутри по периметру, что значительно улучшило ситуацию.

Пока занималась обустройством спального места, к нам наведался наглый лис, который хотел стащить у нас что-нибудь съедобное. Укусил папу за ботинок и попробовал на вкус тент, за такую наглость он остался без угощения и быстро скрылся в неизвестном направлении.

Теперь проблема была в другом, надо было подогреть воду, но костер разводить было нереально при таком ветре, и даже за камнями и под скалами все равно очень сильно продувало. С собой в этот раз я взяла спиртовую горелку, и ее даже с ветрозащитой было тоже нереально разжечь. Я решила рискнуть  и попробовать разжечь ее прямо в палатке. Лучше конечно такое не повторять ( я так точно больше не буду), так как палатка может вспыхнуть и сгореть за несколько секунд.

Поставив спиртовку в сковородку и закрыв ее ветрозащитой, начала попытки поджигания. Как же страшно было, когда спирт вспыхивал и пламя поднималось очень высоко! Но все обошлось, пламя стало маленьким, и можно было ставить кастрюлю. Вода благополучно закипела, а в моей палатке на полиэтиленовом дне остался памятный  круг от горячей сковородки.

Покушали в палатке, там как уж очень не приятно было ее за пределами. Пока мы ужинали, совсем стемнело и, выглянув из палатки, мы обнаружили огромное количество звезд и млечный путь прямо над нами. Схватили фотоаппараты и побежали фоткать. Так как я ношу с собой маленький штатив, на котором нет крючка для груза, пришлось придумывать на ходу, чем стабилизировать его при съемке. Прикрепила карабин к оси штатива, а грузом у меня был целлофановый пакет с позаимствованными у палатки камнями.

Но поднявшись чуть выше от нашего места, мы обнаружили, что ветра нет, хотя час назад он был повсюду. Оно и к лучшему. Довольно долго мы пытались снимать звездное небо и ночную Алушту, пока не захотелось спать. А у наших палаток все равно был ветер. Но нам уже это было не важно.

После долгого дня и утомительного подъема нужно было хорошо отдохнуть. Утром мы запланировали ранний подъем, что бы встретить рассвет. Поэтому я забралась в свой спальник и почти сразу уснула. Снились мне довольно странные сны про инопланетян, которые поселились в деревне и маскируются под местных жителей, а так же снились кабаны и лисы.

День 2

Ночь пролетела очень быстро и проснулась я от папиного голоса. Он пытался меня разбудить, сказав что уже рассвет. А у меня первая фраза: «Что, уже?». Ну рассвет так рассвет. Выглянула из палатки и от такого вида сон, как рукой сняло. Небо на горизонте в облаках, залитое ярко красным, желтым, оранжевым, синим, а горы в легкой дымке – природа начинает просыпаться.

Солнышко должно было появиться с минуты на минуту. Схватили фотоаппараты, видеокамеры, аккумуляторы и побежали карабкаться на вышку. А оттуда красота просто неописуемая. Поскольку она неописуемая, то любуйтесь приложенными фотографиями! Пожалуй, это лучший рассвет в моей жизни!

Вот так сидя на своих резиновых тапочках в 6 утра на Вершине Южной Демерджи мы встретили рассвет. Сидели и смотрели, как лучи освещают Чатыр-Даг розовым светом, как горы начинают окрашиваться в разные оттенки зеленого, как на море появляются блики от солнышка и как облака на горизонте медленно плывут к нам. Нужно было собираться, а мы не могли уйти с вершины и оторвать взгляд от такой красоты. Погода начала меняться. Облака, которые были еще далеко от нас, начали затягивать все под нами и, упираясь в гору, подниматься вверх. А над нами были перьевые облака на ярко-синем небе.

В этот раз удалось найти безветренное место и вскипятить воду на чай и на завтрак. Часов в десять утра мы таки покинули место нашей стоянки, и пошли в сторону тур стоянки Джурла. Дальше нам нужно было попасть к Водопаду Джурла  и по 138 туристическому маршруту дойти до села Генеральское, перед этим заглянув на еще один водопад  Джур-Джур. Пришли мы на стоянку на то самое место, где еще 5 месяцев назад я ночевала в компании замечательных людей – Максима и Константина. Тогда к нам ночью тоже приходила лиса, только не такая наглая.

Рядом со стоянкой есть родник, который не пересох и, пополнив там наш запас воды, мы пошли к водопаду Джурла. По дороге мы наткнулись на поляну крокусов. Водопад оказался почти пересохшим, но достаточно живописным. У него мы решили пообедать, и вскоре отправились дальше.

Тропа пролегала через буковый лес, ведя нас то на подъем, то на спуск, петляя по оврагам и иногда выводя на смотровые площадки. Маршрут промаркирован и это часто помогала, так как порой тропа едва просматривалась. По пути мы встретили только одну женщину с собачкой.

Спуск мне дался наверно тяжелее чем подъем, так как чем ближе к селу мы подходили, тем круче он был. В результате у меня разболелись колени. Да и шли мы почти без остановок, так как нужно было торопиться, что бы успеть уехать из Генеральского. И наконец, тропа вывела нас прямо к будке лесника, который пропускал людей на водопад Джур-Джур. Вход оказался платным – 100р с человека. Делать было нечего, оплатили, скинули рюкзаки, оставив на скамейке у охраны и бегом на водопад.

Он оказался очень красивым, но, к сожалению, купаться в нем запрещено, так как дальше с него идет забор воды для водоснабжения. Быстро сфотографировав друг друга, мы пошли обратно. Подхватили рюкзаки и отправились по финишной прямой в село. Очень порадовала дорога, с которой куда-то испарился почти весь асфальт. Так что прямо к водопаду на обычной машине лучше не соваться.

Вышли в село и нас «обрадовали», что автобусов нет. Вообще нет. В итоге договорились с местными, которые за 1000р докинут нас до автовокзала в Алушту. Время было около шести вечера и нужно было скорее попасть домой. Поэтому, как только приехали в Алушту, сразу прыгнули в троллейбус до Ялты. В этот момент мы поняли, что мы ужасно проголодались. И не удивительно, от Джурлы мы так больше ничего и не ели. Как только прибыли на атовокзал Ялты, решили сразу купить шаурму. Все в лучших традициях. Причем ела я шаурму первый раз в жизни. Взяли билет на автобус до Севастополя и благополучно добрались домой около девяти вечера.