«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Карта маршрута к Тепе-Кермен

После недели без походов я не выдержала и начала собираться в первый одиночный поход с ночевкой за эту весну. До этого всегда находилась компания. Планировала дня на четыре пойти от Бахчисарая через Тепе-Кермен, мимо Качи-Кальон, через Алимову балку и Змеиную балку, выйти к Сюйреньской крепости, потом через Каралезскую долину к Сфинксам и в конце Эски-Кермен и финиш на повороте в Терновку. Но как обычно все получилось совсем не так, как планировала.

Погоды была теплой и в намеченный день я отправилась на ЖД вокзал и села на электричку, которая отправлялась в 8-15. Через полтора часа я была уже в Бахчисарае и, купив хлеба, я села на маршрутку, которая едет в староселье. Мне нужно было до конечной, еще дальше Ханского дворца, к Успенскому монастырю.

Выйдя из маршрутки, я направилась по уже знакомой дороге к монастырю. В 2014 году я уже была на Чуфу-Кале и на караимском кладбище. В этот раз на Чуфут я решила не заходить, а вот через кладбище прошлась еще раз. Прошлый раз мы не прошли его до конца и быстро вернулись обратно. А очень зря. Пройдя по главной дороге кладбища и дальше свернув по ней влево, я вышла на грунтовку, за которой были обрывы с прекрасными видами.

Сначала я хотела от обрывов спуститься и пойти на родник Сарабей, но оценив запас воды, который я набрала у Успенского монастыря, решила, что мне его хватит для ночевки. Поэтому я немного вернулась по грунтовке и дошла до деревянного столика, где и остановилась на обед. Пока отдыхала, вокруг ездило много уазиков с отдыхающими, и все они ехали в сторону вершины Чуфут-Кале.

После перекуса я тоже решила туда заглянуть. Дорога вывела снова к обрывам, но вид уже открылся совсем другой. Теперь вдалеке красовался Тепе-Кермен. Посидев немного и полюбовавшись видом, я вернулась по грунтовке к развилке у столика и направилась по дороге, которая вела в сторону 90 маршрута. Нужно быть внимательным, чтоб не пройти поворот. Он обозначен стрелками и прочими метками.

Дальше начинался спуск через лес. Зелень деревьев, пение птиц, цветы – одним словом весна. Даже ландыши уже начинали цвести. Так не спеша я дошла до развилки, от которой одна дорога уходила вправо на Тепе-Кермен, а другая уходила еще ниже к роднику Сарабей. Вдалеке виднелись купола обсерватории в поселке Научный. Посидев немного и отдохнув, я начала подниматься на Тепе-Кермен.

Хорошая грунтовка вскоре переросла в крутую тропу, подъем по которой затрудняла грязь после дождя. Кое-как карабкаясь, я сначала вышла на тропу, которая идет по нижнему ярусу пещер и потом идет на спуск с южной стороны Тепе-Кермен, а потом я поднялась еще выше и попала на другую тропу, которая шла вокруг вершины мимо  верхнего яруса пещер.

Теперь моей задачей было найти тропу на самую вершину, так как именно там я планировала переночевать. Свернув вправо от подъема, я почти сразу нашла тропу вверх, но решила пока не подниматься, а обойти все вокруг. Но дальше тропа стала хуже, и я вернулась, чтоб пройти с другой стороны. Там мне открылся вид на обратную сторону гряды Крымских гор начиная от Чатыр-Дага и Бабуган-Яйлы.

Шла по тропинке, осматривая пещеры, и в одной из них обнаружила уютное обустроенное место для ночевки. Рядом с костровищем были уложены бревна, и около них лежала охапка дров. А смежные пещеры оказались с ровным полом, где можно было спокойно лечь. Так я и решила остаться здесь. С прекрасным видом на горы.

Время около трех часов дня и ужинать было рано, поэтому я очень долго просидела любуясь открывающейся панорамой. Дождавшись вечера, я развела костер и приготовила ужин, не переставая любоваться видами. Нашла вершину Кемаль-Эгерек, склон, по которому еще совсем недавно мы поднимались в очередном походе и место нашей стоянки. И как-то даже грустно стало.

Время близилось к закату, и я пошла встречать его на обрыв, откуда было видно море и заходящее в него солнце. Дул холодный ветер, поэтому я надела всю теплую одежду, включая пуховик. Посмотрев закат, я еще какое-то время сидела в своей пещерке и все никак не могла решиться идти спать.

Около девяти вечера я, наконец, решила устроить спальное место. Выбрала наиболее ровный участок в углу пещеры, постелила спасательное одеяло, сверху него коврик и спальник. Палатка в этот раз не пригодилась. Еще какое-то время я лежала с включенным фонарем, а потом укуталась в спальник и еще долго пыталась уснуть. Но как обычно мне это плохо удавалось и в таком полусне я провела ночь.

День 2

Открыв в очередной раз глаза, я увидела розовеющее небо и обрадовалась, что пора вставать. Было 4-45 утра. Всю сонливость как рукой сняло и, схватив фотоаппарат, я принялась фотографировать рассвет. Вскоре горы были залиты розовым светом восходящего солнца, а еще через несколько минут показались и первые лучи.

Позавтракав, я начала собираться и в 7 утра я уже покинула место стоянки. Решила подняться перед уходом на самую вершину. Дошла до тропинки наверх, поднялась пару метров и теперь осталось пробраться через кусты и деревья к обрывам, что было весьма не просто. Заросли там приличные, но преодолев их, я вышла к пещерам, в которые нужно было спускаться по лестницам.

Дошла до самого края обрыва, под которым я ночевала и так и не смогла обнаружить хорошего места для ночевки. Вывод один – все что ни делается, все к лучшему! Теперь мне предстоял спуск, но не по той дороге, по которой пришла, а по южному склону. К нему я попала, немного спустившись к нижней тропе. Пройдя по нижнему ярусу пещер, вскоре начался спуск по белым сыпучим камням. Тропа иногда плохопросматривалась, но так как спуск был прямой, то это было не важно. Вскоре тропа нырнула в лес и, петляя, вывела меня на грунтовку.

Так я спустилась с Тепе-Кермен, на который с дороги открылся отличный вид. Теперь мне нужно было выйти на асфальт, где ездят машины и идти по этой дороге около 5 км до Качи-Кальон. Воды у меня оставалось мало, но в деревне Машино я ни одного колодца не нашла, зато был магазин в котором я купила лимонад.

До Качи-Кальон я дошла достаточно быстро, но к самим пещерам я подниматься не стала. Мне достаточно было посмотреть на них снизу. Дальше мой путь лежал через реку Кача и дальше через Алимову балку к роднику. Перейдя реку через мост и обогнув по грунтовке какой-то охраняемый дом отдыха, я начала подниматься по тропе. Отсюда начинались указатели на стоянки, достопримечательности и сколько км до них осталось.

Преодолев небольшой подъем в пару км я дошла до стоянки Алимова Балка и до родника Алим-Коба-Чокрак. Набрала немного воды, и теперь нужно было еще немного подняться, чтоб выйти на вершину плато из ущелья. Наверху тоже была стоянка, столики и даже туалет. Теперь мне нужно было долго и нудно идти по грунтовке до самого Малого Садового. Поэтому я заткнула уши наушниками и включила музыку, чтоб было не так скучно идти.

Вскоре открылся вид на горы рядом с селом Белокаменное, а потом вид на гору Кубышка. Везде встречались столбы с указателями и метки на деревьях, так что этот участок пути хорошо промаркирован. Так я добралась до Змеиной балки. Спуск по ней был однообразным и видов никаких не открывалось, так как все скалы закрывали кроны деревьев.

У выхода из ущелья обнаружилась скамейка, на которой я решила расположиться на обед и как следует отдохнуть. Было около часа дня, а прошла я уже около 15 км. А ведь вторую ночевку я планировала на стоянке Алимова балка. Теперь я хотела ночевать на Сюйреньской крепости. Но некоторые мысли мне не давали покоя.

По дороге в Бахчисарай я постоянно обращала внимание на горы рядом с селом Танкое. На карте они значились как Трапа и Топшан. Не знаю почему, но мне на них безумно хотелось залезть и в голове все время крутились разные маршруты. Один из них созрел, когда я как раз сидела и обедала на скамейке. И в этом маршруте был заход на Сюйреньскую крепость и потом выход к Сфинксам каралезской долины, а это было частью моего текущего похода.

Посидев, пообедав и выйдя на трассу, я решила прервать поход и вернуться домой сев на автобус до Бахчисарая, для того чтоб потом продолжить маршрут, но немного по другому и уже с компанией. Так, мне показалось, будет интересней. И поход состоялся буквально через неделю. А 1 мая на Пасху я отправилась на еще один участок не пройденного маршрута, на  Эски-Кермен.