«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Карта маршрута через Суаткан в Передовое

На 7 и 8 марта по прогнозам обещали практически летнее тепло,  в горах снега давно уже нет, а это значит, что сейчас самое время посетить водопады, пока они еще не пересохли. Поэтому, мы с отцом решили сходить в поход на водопад Суаткан, а от него выйти в Передовое через еще два водопада – Козырек и Фатьма.

Начали в интернете искать информацию как добраться до Богатого Ущелья из Севастополя, но найти удалось совсем не много. Старые расписания и невнятные объяснения. Нашли автобус в 10-00 от центрального рынка до села Соколиное, решили поехать на нем. Так же нашли автобус от Бахчисарая до Богатого Ущелья, который едет в 12-05. Вот на него мы и решили потом пересесть у поворота на Богатое Ущелье.

Но на деле все оказалось совсем иначе. У центрального рынка никаких автобусов обнаружено не было. И я наконец-то додумалась зайти в интернет посмотреть расписания автобусов от автовокзала. Ну конечно! Автобус до Соколиного отходит в 10-15 от автовокзала. А уже 10-05. Бегом на автовокзал, но на этот автобус мы немного не успели.

Теперь решили ехать до Бахчисарая, чтоб там сразу сесть на автобус до Богатого Ущелья, который как оказалось не в 12-05, а в 11-45. Сели на автобус до Бахчисарая и приехали на автостанцию ровно за 5 минут до отправления нужного нам автобуса. Успели! Выкладываю расписание автобусов до Богатого Ущелья от Бахчисарая и до Соколиного из Севастополя.

Через час мы уже были в Богатом Ущелье. Теперь наша дорога лежала мимо озера, а потом вдоль реки к водопаду Суаткан. Солнце уже вовсю припекало, дул легкий ветерок, по дороге встречались различные цветы и очень трудно было осознать, что сейчас всего лишь 7 марта.

К водопаду вообще ведет нормальная грунтовка, которая проходит над небольшим каньоном, который образовала речка, но мы почему-то пошли прямо вдоль реки. Прыгая по камешкам в воде, перелезая с одного уступа на другой, мы медленно продвигались вперед. Постоянно приходилось обходить прижимы и в итоге мы уперлись в скалу, которую пришлось обходить по верху, забравшись по крутому и скользкому склону.

На дорогу мы не вышли, но спускаться вниз больше не стали и пошли по сухой листве к водопаду. Тут начались поляны подснежников, а за ними и сам водопад Суаткан. Воды в нем было не много, но тем не менее он был очень красив. Жара сменилась сыростью и холодом, поэтому скинув мокрые футболки, мы быстро надели зимние пуховики.

Проведя у водопада больше часа, мы решили подниматься наверх, чтоб найти место для ночевки. Как бы ни хотелось разбить лагерь  прямо у водопада, пришлось уходить, так как мы понимали, что ночью тут будет очень холодно и сыро. Поднялись по левой орографической стороне от водопада по крутому склону и выбрались на шикарную смотровую площадку. Тут же пришлось скинуть куртки, так как опять стало жарко.

Дальше тропы не было, и мы просто шли вдоль речки, а потом свернули влево и пошли вверх, по стекающему ручью. Воды становилось все меньше, а подходящих мест для ночевки все не попадалось. И, наконец, нашли более-менее приличную полянку, на которой решили заночевать.

Ужасно хотелось кушать, поэтому срочно развели костер, порезали салат и наконец-то пожарили долгожданный шашлык!  На 8 марта такого стола не планировалось, поэтому начали отмечать сейчас. Тем временем солнце спряталось за горы, стало холоднее, пришлось надевать лыжные теплые штаны и пуховик. И даже так было все равно прохладно. Окончательно тепло мне стало, когда я залезла в палатку и укуталась в зимний пуховый спальник.

2 день.

Проснулись мы одновременно рано, только-только начинало светать, а часы показывали 6-15 утра. Ночь прошла покойно, никакие животные к нам не приходили, хотя недалеко пролегала звериная тропа, а вчера мы видели много следов.

Пока разводили костер и готовили завтрак, небо за деревьями становилось оранжево-красным, а облака над нами окрашивались в розовый цвет. В этот момент ужасно жалели, что рядом нет смотровой площадки. Рассвет выдался очень красивым. Пока завтракали, внизу прошла одинокая косуля.

В 9 утра мы покинули нашу стоянку и отправились дальше, чтоб выйти на 22 маршрут, до которого оставалось всего 300м. Дальше, судя по карте, дорога делала небольшой крюк в полтора километра , пересекаясь потом с 21 маршрутом. Мы решили этот крюк срезать через гору. Еще триста метров по крутой звериной тропе и мы выбрались на поляну с дорогой, где все было перерыто кабанами, а кое-где виднелись места их лежки.

На этой солнечной поляне мы сделали привал, где хорошо прогрелись после утреннего холода.  Отдохнув, мы отправились по 21 маршруту по грунтовке через лес. Никаких видовых площадок мы не встретили, только один раз за деревьями показалось Чернореченское водохранилище.

Так мы дошли до развилки, где нам нужно было свернуть налево на маршрут №2. Дороги были грязные и размытые, кое-где колея была глубиной примерно пол метра. Это немного затрудняло движение. Вскоре мы вышли к ручью и в этот момент повелись на хорошую грунтовку, уходящую левее, и сбились с тропы. Но ушли мы недалеко, прежде чем я решила свериться с навигатором. Тропа была в 200 метрах от нас, поэтому мы забрались на горку, думая, что она там, но она была именно за горой,  едва заметная, слабо маркированная,  шла вдоль того самого ручья.

Спустились на нее  и вскоре вышли снова на хорошую грунтовку, а от нее нужно было найти спуск к водопаду Фатьма. Я хорошо помнила, что в прошлый мой поход к водопаду Фатьма, я так и не смогла найти нормальную тропу наверх и в итоге просто залезла по скальному обрыву. Решили подойти к этому обрыву и осмотреться.

Как таковой тропы к обрыву нет, хотя на топографических картах она показана, да и в навигаторе тоже  есть. В итоге ушли мы левее тропы, теперь от водопада нас отделяла гора. Но тут начала вырисовываться тропинка и вскоре она стала более отчетливой. Вывела тропинка нас в обход скалы прямо к роднику Бунуку-Чокрак. А от него уже идет нормальна тропинка к Фатьме.

Но водопад оказался пересохшим, не смотря на все наши надежды, увидеть его функционирующим. Вернулись к роднику и расположились на обед. Тут уже было очень многолюдно. После привала, когда мы шли к водопаду Козырек, чувствовали себя как на оживленной городской улице. А поляна у Козырька была центральной площадью. Туда мы даже не стали подходить.

К остановке в Передовом прошлись через Нижнее озеро, где так же было много людей. К автобусу вышли около 16-00 и вскоре уехали домой. Вот такой получился поход по трем водопадам.