«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Карта маршрута Бага-Сюндюрлю-Узунджа

Целый месяц я собиралась пройтись по реке Бага и все как-то не получалось. Но вот наконец погода стала теплой и солнечной и все говорило о том, что нужно идти в поход. В планах было пройтись по каньону реки Бага, потом подняться на гору Сюндюрлю и спуститься к водопаду в верховьях каньона Узунджи под названием Терновая роса. У водопада в гроте заночевать и на следующий день выйти в Родниковское. Но планы планами, а на деле все получается иначе.

Хоть и планировала идти одна, в последний день компанию мне решил составить отец. Доехали до Новобобровки на автобусе который идет в 10-30 от 5 км. Сразу перешли дорогу и пошли к реке, встретив по пути телят, отдыхающих на детской площадке. Перешли мостик через Багу и уже отсюда начали открываться живописные виды на Байдарскую долину.

Пройдя немного по скальной тропе, мы спустились снова к реке с небольшими каскадами и одной красивой и глубокой ванночкой. За ней начались в скалах гроты и дальше красовался Багский водопад. До него от Новобобровки всего минут 15 ходу, так что его можно назвать одним из самых доступных водопадов.

Тут-то мы и устроили долгий привал с перекусом. Я даже искупалась в водопаде, не смотря на то,  что был конец марта и вода была ледяной.  Что бы продолжить движение дальше, от водопада нужно немного вернуться и пойти по тропе, которая ведет в гору. По ней мы вышли на смотровую площадку над водопадом. Там я нашла лимонный чабрец, который пригодился к чаю. Дальше,  обойдя таким образом водопад, мы вышли снова к реке с ее живописными каскадам.

Дальше местами было тяжело пробираться, тропа иногда терялась. Шли мы по правому орографическому берегу, обходя прижимы. Один раз перешли на левый берег, но потом вернулись снова на правый. Потом мы вышли на хорошие поляны с местами для стоянок. На одной из них мы решили отдохнуть. Недалеко отказался родник.

Посмотрев карту, мы решили не идти дальше по каньону, а начать подниматься на гору Сюндюрлю. Тропы не было, но склон был не очень крутой, поэтому шли по азимуту. Метров через 500 мы выбрались на грунтовку, которая, петляя, шла к Сюндюрлю и мы решили еще немного срезать, пройдясь по лесу. Вскоре мы опять попали на эту же грунтовку и пошли по ней.  То и дело глаз радовали открывающиеся виды на Чернореченское водохранилище.

Вскоре мы дошли до того места, где дорога пролегала максимально близко к вершине Сюндюрлю, поэтому решили снова идти по азимуту. На горе мы хотели посетить одноименную пещеру Сюндюрлю. Метров 300 через деревья и кусты и вот мы уже почти на вершине. Пещеру удалось найти по навигатору, хотя  позже мы обнаружили тропу и указатель, ведущие к ней.

У этой пещеры два входа и большой первый зал. Стены там очень интересные, с красно-зелеными вкраплениями и иногда встречающимися натечностями. Повсюду с потолка капала вода. Начали думать о том, чтоб остаться тут на ночевку. Но так как пока достаточного количества воды найти не удавалось, решили не торопиться с решениями.

Из первого зала ведет темный коридор вглубь пещеры. Повсюду лежат древние человеческие кости. Коридор уходит еще метров на 150 и в конце его удалось найти лужицу с натекшей водой. Хоть на дне и лежало много древних человеческих костей, нас это не смутило и мы уже точно знали, что остаемся ночевать в пещере на горе Сюндюрлю.

Набрали воды, которая была очень даже ничего на вкус и начали собирать дрова на костер. Расположились мы у нижнего входа в пещеру, разожгли костер и начали готовить ужин. Тем временем близился закат. Вся Байдарская долина была затянута синеватой дымкой, сквозь которую пробивался солнечный свет.

Набрав в термосы чая и захватив пенки, мы пошли на самую вершину смотреть закат. Где-то вдалеке кричали косули. Начало холодать и мы снова вернулись к костру. Когда совсем стемнело, мы пошли фотографировать звезды. После этого нужно было уже искать место для ночевки.

Перетащив рюкзаки в пещеру, мы нашли подходящую комнатку с ровным полом недалеко от первого зала. Там было сухо и немного теплее. Палатки мы не брали, поэтому расстелив тенты и кинув коврики со спальниками мы устроились на ночлег.

День 2

Будильник зазвонил в 6 утра и это означало, что нужно срочно просыпаться и идти на вершину встречать рассвет. Нехотя выползли из спальников, взяли фотоаппараты  и пошли. Вокруг уже было светло и небо начинало розоветь. Хорошую обзорную площадку найти не удалось, так как рассвет закрывали горы, поэтому мы просто посидели на вершине, попили чай и подышали свежим утренним воздухом. А вдалеке на нижних полянах одиноко прогуливалась косуля.

Позавтракав, мы начали потихоньку собираться и вскоре уже спускались по найденной тропинке к грунтовой дороге, по которой вчера мы шли.  По этой дороге мы вышли к мостику через сухое русло реки.  Взглянув на навигатор, я поняла, что это та самая река, которая образует водопад Терновая роса. Это означало, что водопад пересох. Пройдя метров 200 по тропе вдоль сухого русла, мы вышли на вершину водопада. О наличии воды напоминали лишь несколько грязных луж.

Это нас немного огорчило, так как одной из главных целей было посещение именно этого водопада. Посмотрев с высоты на грот и на скальные каскады водопада, мы решили не спускаться вниз, а просто продолжить движение вдоль обрыва над каньоном. Дальше мы вышли на 29 маршрут и по нему спустились в каньон реки Узунджа.

Тут на полянах мы решили сделать привал на обед с костром. После обеда по каньону идти не стали и пошли по тропе в село Колхозное, а оттуда уже по асфальтовой дороге в сторону села Родниковское, наслаждаясь видами на каньон. Нам повезло и когда мы вышли на остановку, сразу подъехал автобус до города.