«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Карта маршрута похода на мыс Ая

Наконец-то снова в Крыму! Сентябрьская жара, море теплое, все деревья еще зеленые и ни что не говорит о начале осени. Прилетев в Симферополь и к вечеру, добравшись до Севастополя в полу живом состоянии от усталости, я еле заставила себя собрать рюкзак и уже на следующий день после прилета отправилась в поход на мыс Ая.

Планировала приехать в Балаклаву и на Бочке смерти встретить рассвет, но из дома получилось выползти только в 8 утра. Маршрут был таким: от Балаклавы подняться на Бочку смерти, потом дойти до урочища Аязьма и проверить не пересох ли родник, дальше, если с водой проблем нет, остаться на ночевку на пляже Инжир, а на следующий день подняться на перевал к Резервному и оттуда на гору Калафатлар, дальше в обход воинской части и к роднику Демир-Капу-Чокрак. По той же схеме проверить наличие воды и, если вода есть, то остаться на ночевку на вершине Кокия-Кая.  А если воды нет, то подняться на Куш-Кая и спуститься к трассе в тот же вечер.

Погодка была отличной, и первая цель была дойти до родника, который находится на подъеме к крепости Чембало. На удивление он не пересох, и из него текла тонкая струйка воды. Набрала три литра и закинув потяжелевший рюкзак на плечи я направилась к началу подъема на Бочку смерти.

Этой дорогой я поднималась впервые. От солнечной тропы, которая ведет к пляжам на мысе Ая нужно следовать вверх и тропа вдоль обрыва приведет прямо к бочке. А по дороге будут открываться прекрасные виды на мыс Ая и на виноградники с другой стороны. Часам к десяти я выбралась на вершину горы Аскети и, передохнув там после подъема начала спускаться, продвигаясь все дальше по мысу Ая.

Дорога была широкая, идти было очень легко, хотя немного мешала жара. Уникальная природа Ая завораживала, повсюду можжевельники, сосны, а запах какой!!! Просто непередаваемо!!! Вскоре дорога уходила в гору, делая небольшой угол, который нужно было срезать, и как нельзя кстати на камне была метка указывающая на тропу, которая вела куда-то вглубь сосен. Про нее мне сказали двое мужчин, которых я встретила немного раньше. На нее-то мне и надо было.

Петляя сквозь сосновые заросли, тропинка меня вывела на ту же дорогу, только уже намного ближе к роднику. Шла и надеялась на то, что родник не пересох, в противном случае это бы означало, что мне придется вернуться в Балаклаву сегодня же вечером, так как воды мне хватило бы только на один день. И вот я увидела заросли камыша. Думаю круто, водичка! Но вместо воды там была лишь грязь с мухами. Немного напряглась, но шла дальше, так как по навигатору до родника оставалось еще немного.

Иду, любуюсь видами нависающих скал, и вот слышу журчание и бульканье воды! Теперь точно родник! Справа от тропинки в овраге из железной трубы течет вода в обрезанную пятилитровую бутылку. Поход продолжается! Но тут откуда-то снизу выходит парень с двумя пустыми бутылками и идет в противоположную сторону от родника. Я в недоумении, спрашиваю у него, неужели тут еще родник есть. А он говорит - да, и даже еще лучше!

Ну, поверила на слово, схватила рюкзак и пошла в сторону другого родника и через 50 метров я таки увидела родник Аязьма, чьи фотографии я уже видела в интернете. И правда, родник что надо! В тени под большим деревом стоят скамейки, а вода из трубы стекает в бетонный резервуар, а из него торчит кран. Правда воду из бака лучше не набирать, так как там жучки всякие, да и вкус у воды не самый приятный. Лучше отсоединить трубу, которая чуть выше резервуара и набрать оттуда.

Вот так напившись холодной водички и отдохнув, я начала спускаться к пляжу Инжир. На роднике встретила двух людей, мужчину и женщину, которые спустились от Резервного. У них я поинтересовалась состоянием тропы, которая ведет на перевал. Они меня обрадовали, сказав, что тропа вполне сносная. А то я все переживала, скалы казались непреступной крепостью, и я не представляла, как буду карабкаться туда на следующий день.

Спуск на пляж очень крутой, где-то тропа земляная, где-то каменистая, где-то засыпана сосновыми иголками, которые очень скользкие. А ближе к низу тропа впадает в целую паутину из множества тропинок, в которых легко запутаться. Внизу меня ожидал не очень приятный сюрприз – очень много людей с палатками. Там прямо лагерь целый был, дорожки между палатками, веревки для белья, ощущение было, что тут неделями живут, а я тут незваный гость.

Я хотела поставить палатку прямо на пляже, но людей там было настолько много, что я решила походить и поискать место либо под соснами, либо на пляже Командирском. Под соснами были места, но они мне не понравились. Спустилась к командирскому пляжу и удивилась, почему же на нем так мало людей.

Оказалось это пляж нудистов. Это меня не сильно напрягало, а обрадовало то, что там уже стояла одна палатка. Но люди сказали, что тут вообще ночевать нельзя и отсюда гоняют лесники. Решила все-таки не уходить с пляжа и остаться до вечера, но не ставить пока палатку, на случай прихода лесников.

Обеденное время подходило к концу, а я еще толком ничего не ела, поэтому я приготовила еду на спиртовке, поела наконец-то и пошла купаться. Вода оказалась очень теплой и чистой. Накупавшись, вылезла на берег и, найдя удобный камень-кресло, наконец-то расслабилась после непривычной нагрузки.

Время близилось к закату, лесников не было, я разложила палатку и подготовила себе спальное место. Оставалось только любоваться закатом и радоваться, что этот день прошел хорошо.

Когда совсем стемнело, то открылся прекрасный вид на млечный путь, который был прямо над головой. Это меня очень обрадовало, так как я хотела фотографировать звезды и следующие пару часов я бегала от фотоаппарата до места съемки и обратно, пытаясь хоть как-то запечатлеть себя, палатку и звезды. Набегавшись, я решила поужинать и ложиться спать. Когда после еды отправилась мыть посуду, то из моря случайно зачерпнула креветку.

Уж очень мне не хотелось залезать в палатку, поэтому я решила вытащить коврик и полежать еще немного, глядя на усыпанное звездами ночное небо. Оно буквально гипнотизировало, я лежала и не могла закрыть глаза, все смотрела и смотрела, как пролетают маленькие точки-спутники, как иногда падают звезды и как потихоньку восходит месяц из-за скалы.

Поняв, что я так не усну, залезла в палатку, укуталась в спальник, хоть и не было холодно, и еще долго пролежала, так и не поняв, уснула или нет. На Золотом пляже был какой-то музыкальный фестиваль,  музыка оттуда доносилась и до моего пляжа, поэтому это немного мешало спать. Но под утро, как обычно я заснула крепким сном.

День 2

Проснулась я,  когда солнышко во всю согревало уютный пляж, на который рано утром начали приходить нудисты. Было около восьми утра. Позавтракала заваренной с ночи овсянкой, искупалась и начала собираться, так как меня предупредили, что в десять утра тут обычно проходят лесники и всех с палатками прогоняют. Чтоб не нарваться на них я быстро закинула вещи в рюкзак и начала подъем к роднику.

Воды осталось мало, нужно было срочно пополнять запас. Подъем меня вымотал очень сильно, мало того, что я напрочь запуталась во множестве тропинок, ведущих в разные стороны, так еще и ноги отказывались идти без глотка воды. Даже с навигатором мне далеко не сразу удалось выйти на тропу, которая шла к роднику.

У родника я просидела около часа, умылась, почистила зубы, напилась как следует воды, пополнила запас и начала  подниматься дальше. От родника Аязьма сразу шла тропа вверх к перевалу на Резервное. Решила подниматься очень медленно, чтоб не устать и меньше останавливаться.

Тропа проходила под деревьями в тени, что значительно облегчало подъем. По ощущениям я поднялась достаточно быстро и легко, даже легче, чем от пляжа до родника. Но на этом подъемы не кончились, хотя я очень на то надеялась. Дальше тропа вела на гору Калафатлар.

Нехотя я поплелась через заросли деревьев и кустов, в надежде, что эта козья тропа перерастет во что-то приличное. Но этого не произошло, и весь подъем прошел по узкой и крутой тропе, иногда переходящей в промоины. Один раз дорогу преградили старые деревянные поваленные вышки электропередач.

Единственное, что меня радовало – это открывшаяся панорама с видом на Севастополь, на Фиолент, на гору Аскети, на пляжи и море. Здорово было стоять там, на горе и смотреть на видневшийся вдали город. Через зум на камере нашла примерное расположение своего дома и на этом решила идти дальше.

Вскоре я уже шла по ровной тропе, а вдали виднелись вышки воинской части, которую мне предстояло как-то обойти, так как по моим данным, прохода через нее не было. Через какое-то время тропа расходилась, и я выбрала правое ответвление, которое вело вниз. Хоть навигатор и показывал, что эта тропа проведет меня снизу воинской части, но я очень боялась попасть в тупик.

Возможно, я выбрала и не правильную тропу, так как не стоило уходить под воинскую часть. Как я позже узнала, вполне реально обойти часть сзади по верху. Там дорога намного лучше и менее опасная.

В итоге я пришла на обрыв, откуда открывался захватывающий вид на побережье, на горы и  на катерочки, проплывающие по морю далеко внизу. Из-за жары аппетита особо не было и, немного посидев на краю обрыва, я пошла дальше по тропе, которая уводила меня снова вверх. Иногда было страшно, так как проходить приходилось по узким участкам, где было легко поскользнуться и сорваться вниз. Выручали трекинговые палки.

Дальше случилось то, что повергло меня в ступор на несколько минут. От вершины и до обрыва скалы дорогу мне преграждал забор из сетки метра 2.5 высотой. А в нем была закрытая калитка и тропа за ней. В голове пронеслось множество картин, как я возвращаюсь наверх к воинской части или как перелезаю через этот забор… Но здравый смысл победил и я таки решила сначала попробовать открыть калитку.

Толкнув ее, она легко поддалась и я все еще в недоумении пошла дальше. Вскоре тропа перешла в широкую дорогу, которая пролегала через лес. Везде лежали кучи спиленных и аккуратно сложенных бревен, где-то из досок были сооружения, похожие на корыта для корма и какие-то деревянные навесы. Того и гляди, казалось, выйдут лесники или какой-нибудь олень или кабан.

Но ничего подобного не произошло, и я дошла до развилки, где дорога расходились к вершине Кокия-Кая, к Куш-Кая, к роднику Демир-Капу-Чокрак и в село Гончарное. Везде были странные таблички с надписью «Выход». Меня мучил вопрос – выход из чего?

Ну да ладно, первым делом пошла проверять родник и скоро обнаружила синие метки. Шла по ним напролом через лес, но родника я не нашла, только русло высохшей речки или ручья. А это означало, что мой поход окончится сегодня. Все-таки этот родник был сезонный. А время уже близилось к закату и мне нужно было до темноты успеть побывать на вершине Куш-Кая и спуститься на трассу.

Собрав последние силы, я почти без остановок рванула в гору, у меня будто второе дыхание открылось, и я очень быстро была у цели. А тут и ответ на мой вопрос нашелся. Перед тем, как я почти вышла на вершину, мне дорогу преградил опять высоченный забор с калиткой. На этот раз там были таблички и карта местности.

Табличка гласила, что это вольер для животных! Вот из чего был выход – из вольера! Так же была просьба к туристам не оставаться с ночевкой на этой территории. Пройдя через калитку, я выбралась на Куш-Кая. С одной стороны был вид на Батилиман и на затерянный мир, а пройдя на другую сторону, на самую высшую точку моему взгляду открылся не привычный вид на ЮБК. Я сбоку взглянула на Ильяс-Кая, где не так давно была, на Южнобережное шоссе, на смотровую площадку и  Ласпи, а вдали виднелась Ай-Петринская яйла.

В это же время компания из нескольких человек заехали на Куш-Кая на четырех квадроциклах. Немного пообщалась с ними, но они быстро уехали, да и мне уже нужно было торопиться. Солнце почти село, а по темному лесу мне идти не хотелось. В итоге вниз я почти бежала и два километра спуска я преодолела очень быстро.

А вот и дорога с машинами – цивилизация! Только остановки автобусной нет. Пришлось идти по трассе в сторону Севастополя. Надеялась поймать автобус ялтинский, но по краям дороги шел отбойник, и движение на этом участке было очень быстрое. Поэтому мне оставалось шагать вперед до поворота на Широкое. Туда я дошла уже по темноте.

Наконец-то нашла остановку. Но автобус ждать не стала, а решила поймать попутку. Раньше я этого никогда не делала, но всегда нужно с чего-то начинать. И мне повезло, практически сразу остановился мужчина, который с радостью подвез меня до Гончарного, так как оттуда проще уехать. А в Гончарном сразу же остановилась новая машина с двумя парнями, которые меня докинули до Балаклавы. Оттуда я спокойно уехала на рейсовом автобусе до Севастополя. Дома я была в девять вечера.

Вообще этот маршрут рекомендуют проходить не спеша, начиная с подъема на Куш-кая и движением в сторону Балаклавы с двумя ночевками. Но мой поход был в начале осени после засушливого лета, и я боялась, что не все родники будут функционировать. Были большие шансы остаться без воды. А тащить столько на себе мне не хотелось. В итоге шла от Балаклавы, так как там было больше возможностей изменить маршрут в случае непредвиденных ситуаций. Но из-за этого большую часть маршрута пришлось идти в гору. Но я ни о чем не жалею, все было здорово, а на Кокия-Кая я еще непременно доберусь!