«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Карта маршрута похода на Мангуп

Отдохнув от прошлого похода и подождав, когда закончатся дожди, я собралась в очередной поход. Теперь мой путь лежал к пещерному городу Мангуп-Кале. Изначально я хотела пройти от Бахчисарая и до Эски-Кермен за 5-6 дней, но передумала из-за испортившейся погоды и решила просто сходить на Мангуп на 2 дня.

Утром я отправилась на автобусную станцию 5го км в Севастополе и взяла билет на автобус до Терновки. Оттуда мне нужно было пройти около четырех километров к началу подъема на Мангуп с южного склона. Погода была не жаркой, дул приятный ветерок, сентябрьская жара наконец закончилась, сменившись на легкую прохладу и сырость.

Шла по обочине дороги, с которой в один момент открылся вид на монастырь Шулдан. По пути насобирала немного яблок и наткнулась на большую кучку шампиньонов, которые выросли почти что на дороге, но их я брать не стала. Медленно, но верно я подошла к подножию Мангупа.

Дальше мне нужно было свернуть с дороги в поле, немного пройти по нему и найти тропу, которая ведет в гору. Сверяясь с навигатором, вскоре я нашла ее. Она немного выделялась на фоне травы и кустов. Пройдя по ней пару метров, я попала на развилку, где тропа расходилась в 2 стороны. Проложила маршрут на навигаторе, и он повел меня по левой тропе.

Как только я на нее ступила, мне дорогу преградила маленькая змейка, которая замерла на месте и не хотела пропускать меня. Пришлось ее аккуратно отодвинуть трекинговой палкой, и как только я убрала ее с тропы, она сразу поползла дальше по своим делам. А я, сделав еще пару шагов, увидела висящую на траве и кустах колючек полутораметровую шкуру змеи. Это были явные знаки, но я ж упрямая, раз навигатор повел, значит надо сюда. Хотя на другую тропу можно было без проблем вернуться.

В итоге через минут десять подъема я обнаружила, что тропа уходит абсолютно не туда, а в той стороне, в которую мне надо она просто теряется и все. Возвращаться не хотелось, и я долго, но безуспешно пыталась найти продолжение тропы, петляя по гладким и скользким камням, по колючим кустам под сосновыми зарослями. В итоге, не без помощи навигатора, я таки выбралась на тропу. И угадайте на какую! На ту, по которой я решила не идти. И говорите потом, что знаков судьбы не существует.

На радостях через несколько минут я поднялась к пещерному Монастырю. Любуясь красотами открывшегося вида, я немного отдохнула и начала думать, как мне выбраться на само плато. Тут как нельзя кстати проходил парень, видимо из монастыря, и он мне любезно указал тропу, по которой мне нужно идти. И эта тропа через несколько метров привела меня к деревянной лестнице, которая шла по небольшой расщелине. По ней я наконец-то достигла своей цели – я выбралась на вершину Мангуп-Кале. И как назло пошел дождь.

Людей вокруг нет, одна лишь одинокая табличка стояла посреди желтого поля. На ней была карта Мангупа и надписи об оплате. Взрослый 100 рублей, а детский 50 рублей, но так как они были перечеркнуты с добавлением различных рукописных комментариев, я поняла, что вход бесплатный.

Теперь моей задачей было найти укрытие от дождя. Решила дойти до женского родника, но потом, плюнув на это дело, пошла к мужскому. Первое впечатление о Мангупе было весьма смешанным. Я ожидала от него-то большего, а не пустырь с кучей протоптанных и проезженных дорожек, переходящий в кусты и лес. Кое-где виднелись раскопки, но пока они меня не интересовали.

Вскоре я дошла до мужского родника и очень хорошо, что я решила идти именно к нему, так как у родника был отличный естественный навес в виде просторного грота. Там я наконец-то скинула с себя мокрую футболку и переоделась. Решила пообедать. Пока готовила еду, к роднику приходили несколько человек. Приятно было увидеть хоть кого-то, а то сложилось впечатление, что я тут вообще одна.

Пообедав, и убедившись, что дождь кончился, я решила отправиться исследовать плато Мангупа. Должно же тут быть хоть что-то интересное. Поднялась от родника и зашла в какой-то лесок. Там у меня сложилось впечатление, что я хожу кругами. Достала навигатор. Мне нужно было найти какую-то обзорную точку, чтоб хоть как-то сориентироваться на местности. Так я попала к руинам церкви между мысом Элли-Бурун и Дырявым мысом.

Наконец-то удалось осмотреться и оценить по достоинству открывшийся вид на горы. Тут я встретила двух женщин, которые спросили у меня, где выход. Я не знала, что им ответить, так как сама еще не поняла, где тут что. Решила для начала сходить на Элли-Бурун. В итоге уперлась в стену и тропу, которая уводила вниз. Как оказалось позже, это один из спусков в село Ходжа-Сала.

Не увидев ничего особенного, направилась к Дырявому мысу. Уж там-то точно должно быть интересно! И нужно было начинать искать место для ночевки. Хотела найти пещерку с красивым видом и желательно на востоке, что бы встретить рассвет. Вернулась опять к руинам церкви и пошла по дороге под зарослями деревьев. Вскоре встретила еще нескольких человек, которые искали выход.

Через несколько минут я вышла к популярному месту всех фотографов Мангупа – к Цитадели. Руины как руины заросшие травой и кустами. Пройдя через цитадель, я вскоре попала на Дырявый мыс. Не зря я про него много читала. Место действительно удивительное. На краю мыса находится вход в пещерный комплекс. Ступеньки ведут вниз, и оказываешься в пещере, которая как раз и образовывает ту самую дыру, из-за которой дано название мысу. В ней 2 отверстия в противоположных стенах и с разных точек это выглядит так, будто в горе дыра насквозь. Из этой пещеры можно выйти на самый край мыса, откуда открывается самый лучший вид на долину и горы.

А можно спуститься еще ниже и попасть в пещеру с потрясающей акустикой. Эта пещера была когда-то тюрьмой, так как внутри нее выдолбленные в скале камеры, а посредине столб-подпорка до потолка. Эхо в этой пещере просто нереальное! А еще отсюда открывается отличный вид! Тут-то я и определилась с местом ночевки. Осталось только подождать, пока люди разойдутся.

Двое парней рассказали, что на соседней горе проходят какие-то туристические соревновании по пешему и вело туризму и предложили переночевать в лагере, но я отказалась. У меня была другая цель. И они тоже не знали где выход с Мангупа.

Вообще удивительная штука этот Мангуп! Огромное плато, местами лес, множество тропинок и дорог, кое-где есть мусорки, висят таблички у разных достопримечательностей, но ни одного указателя на выход! Есть метки синие к родникам, по которым можно ходить кругами бесконечно долго и не понятно вообще к какому из двух родников они должны привести. Вот так и люди, попавшие на плато Мангупа, ходят, и понять не могут, как им отсюда выбраться. А ведь еще деньги брали раньше за посещение, могли бы хоть указатели понятные сделать.

А вот и солнце садится. Пришло время готовить место для ночевки. Палатку я решила не ставить, так как от влаги и от ветра у меня была надежная защита. На краю пещеры, переходящей в смотровую площадку я решила кинуть коврик и спальник. Отсюда у меня открывался хороший обзор на село Ходжи-Сала, на горы и далеко-далеко виднелся Севастополь. Я долго сидела и  смотрела, как темнеет небо, как медленно плывут по нему облака, как начинают зажигаться вечерние огни в селах и как внизу по дороге иногда проезжают машины. Это была моя первая ночевка без палатки.

Больше всего я переживала, что ко мне могут прийти люди в пещеру, так как место я выбрала для ночевки очень популярное и проходное. Но кому понадобится посреди ночи лезть на Мангуп, чтоб прийти на Дырявый мыс в пещеры? Этим я себя пыталась успокоить и хоть немного поспать, что было весьма проблематично. То птица пролетит, то мышь летучая, то собаки залают  в селе. Ну и само собой немного некомфортно одной было. Так я и лежала, отсчитывая час за часом.

Кажется, я уже почти заснула, как вдруг услышала голоса. Думала сначала, что показалось, но за голосами последовали и шаги. Мужские голоса и один женский. Это порадовало. А времени  уже пол первого ночи. Люди какое-то время постояли в верхней пещере, а потом начали спускаться в нижнюю, туда, где спала я. И тут я поняла, что больше всего я испугалась не за себя, а за людей, которые ко мне идут, что я могу их напугать своим присутствием. Поэтому я сразу дала о себе знать.

Это оказались три парня и одна девушка. До меня им дела не было абсолютно никакого. Они постучали о столб, послушали эхо в пещере, поговорили и ушли. Судя по всему, они тоже ночевали где-то на плато. Пролежав еще какое-то время, я, наконец, уснула.

День 2

Проснулась я в начале шестого. Небо едва начало светлеть. И тут у меня чуть сердце не остановилось, когда рядом со мной возник рыжий котик. Я его видела вчера, но он не захотел со мной остаться и убежал. Он был пугливый, но я его аккуратно приманила и погладила, и немного осмелев, он забрался ко мне на спальник. Пригревшись, он свернулся у меня на груди комочком и уснул. Вот так в шесть утра я встречала рассвет в компании с рыжим котиком  в пещерном городе Мангуп-Кале.

Так мы и сидели еще где-то пол часа, пока я не решила, что пора бы уже и позавтракать. Котику я выделила целую банку мясных консервов, а потом еще и поделилась своим завтраком. После этого укутала котика в свой спальник и пошла фотографировать рассвет на край Дырявого мыса. Хоть небо было затянуто облаками, рассвет был очень красивый. Пока я любовалась рассветом, рыжик благополучно спал в моем спальнике.

Пришло время собираться, и котик теперь сидел и наблюдал издалека, как я складываю вещи. Рюкзак готов и нужно выбираться с Мангупа, но для начала я решила снова пройтись до Мужского родника. И тут на выходе из верхней пещеры мне дорогу преградила овца. Вот уж кого, а овцу я точно не ожидала увидеть. Стояла, как вкопанная и смотрела на меня, как баран на новые ворота, только не баран, а овца! Я сделала шаг вперед, и она поскакала от меня, потом через несколько метров остановилась и опять смотрит. Я еще шаг, а она опять от меня.

В итоге путь был свободен, и я направилась к проходу через Цитадель. Дальше решила довериться синим меткам, но это было моей ошибкой. Прошлась по кругу. Достала навигатор и, сверяя по нему каждый шаг, с большим трудом выбралась к мужскому роднику. Умылась, набрала немного воды и пошла искать тропу вниз. От женского и мужского родников, судя по карте, вели дороги вниз.

Сначала решила пойти от женского, но опять запутавшись в куче тропинок, вернулась к мужскому роднику и пошла по тропе, которая в итоге вывела меня к стене, на мысе Элли-Бурун. Спуск пролегал через лес и был скользким и крутым. Кое-где виднелись следы скольжения. Видимо кто-то тут уже падал. Опять помогали трекинговые палки.

Спуск прошел очень монотонно, так как кроме леса по дороге нет ничего примечательного. Вышла я к отелям и домикам в село Ходжа-Сала, которое я рассматривала с высоты всю прошедшую ночь. Люди только просыпались, потихоньку подтягивались туристы. Встретила группу детей и мысленно им посочувствовала о предстоящем подъеме.

Дошла до озера и посмотрела в сторону Мангупа, нашла то место, где я ночевала, мысленно попрощалась и пошла ко входу в зону отдыха и к парковке. По дороге обнаружила целый палаточный городок, видимо меня сюда приглашали. На парковке поинтересовалась у местных, могу ли я как-то уехать отсюда до Терновки. Они сказали, что следующий автобус будет в час дня. А времени было только девять, и я решила ловить попутку, так как 6 километров идти мне совсем не хотелось.

Простояв минут 10, остановилась машина, и мужчина согласился меня подвезти до Терновки. А позже выяснилось, что ему тоже нужно в Севастополь. Так за разговорами мы доехали до 5го километра, где и попрощались, пожелав друг другу удачи!

В заключение, хочу рассказать о своих впечатлениях. Что касается подъема, как бы я не ругалась, поднимаясь по южному склону, если сразу пойти по правильной тропе, то не так уж он и плох. Он мне показался короче северного. Для подъема желательно запастись водой и трекинговыми палками, так как на подъеме можно сильно вымотаться. Самое интересное место на Мангупе, на мой взгляд, это Дырявый мыс. Пещеры, эхо, красивый вид – в общем, место действительно стоящее. Так же можно родники посмотреть. Правда до женского я так и не дошла.

На плато много раскопок и разных руин. Но меня лично ничего не зацепило. Если вас привлекают пещерные города, то посетить Мангуп безусловно стоит, хотя бы ради Дырявого мыса! А если лень подниматься, то добрые дяди-лесники катают на вершину на УАЗиках примерно за 1000р.