«Однажды, ощутив рюкзак за спиной, а каменистую тропу - под ногами, ты вдруг поймёшь, что никогда уже не будешь прежним. Однажды, глядя на жемчужины звёзд в чёрном бархате неба, ты вдруг впервые так остро ощутишь, что ты жив.»

Крым

Походы по Крыму

Байкал

Байкальский дневник

Зимний Байкал

Поход по льду Байкала

Верьте и еще раз верьте в знаки судьбы! Они правда существуют! И именно с них начался наш не совсем удачный поход по Чернореченскому каньону.

Собрались мы в поход с моим отцом по Чернореченскому каньону. Хотели от начала и до конца пройти за два дня, а на ночевке пожарить шашлык. Встретились вечером перед походом, обо всем договорились, а утром я просыпаюсь с наихреновейшим самочувствием. Ума не приложу, чем я могла отравиться, но как бы ни хотелось идти, а поход пришлось отложить на следующий день.

До вечера жила на воде с таблетками, а на ужин йогурт.  И вот мне полегчало, и на утро я ослабевшая, но полная желания бежать в поход собираю рюкзак. Мясо замариновано, дней лишних нет в запасе, нужно идти.

Погода солнечная, дождя не обещают. Закинув на плечи рюкзак, выхожу из дома и слышу - что-то шумит. Смотрю через окно в подъезде – идет дождь. Причем конкретный ливень. Тут же звонит телефон. Звонит папа и говорит, что стоит на остановке весь мокрый. Но поход не отменяем, распогодится. Накинув дождевик, иду на остановку.

Жду транспорт, но из первого нужного мне троллейбуса водитель высадил всех людей и объявил, что дальше едет по другому маршруту. Автобусы переполненные, маршрутки тоже, с рюкзаком не впихнуться. Дождь благо кончился. Наконец подъехал автобус, в который я таки села. Добралась до 5го км, где меня уже ждал отец с билетами на автобус до Широкого.

От широкого папа хотел подняться на гору Самналых, с которой хороший вид на каньон, а потом спуститься вниз и продолжить движение уже по низу каньона. Мне эта идея не очень нравилась, но решили пойти именно так. В автобусе люди настоятельно советовали выйти на мостике перед селом Озерное и сразу идти в каньон. Но мы вышли в Широком и пошли в гору.

Тут возникли первые непонятки с тропой. Открываю навигатор, а карты не грузятся, и приложение выдает ошибку. Первый раз такое за все время использования. Полагаясь на папины знания местности, забыла проверить дома приложение, и теперь мы остались без карты и навигации. Ну да ладно, дорога есть, хорошая и широкая, идем по ней, а куда не понятно.

Мне уже стало ясно, что ушли явно слишком далеко и часть каньона прошли по верху. Вот-вот должен быть поворот на гору. По ощущению прошли километра 3-4, когда, наконец, появилась развилка. Вроде в гору идем, а дальше тропа пропадает, и лежат поперек палки. Но мы упрямые, прем напролом. Очевидно уже, что то место, куда изначально мы хотели давно пройдено и целью было уже просто спуститься в каньон.

Идем, идем, а спуск все не кончается, и нет ни просвета, чтоб сориентироваться. Тут недалеко от нас проскакала косуля и быстро скрылась среди деревьев. И о чудо! Мы выходим на дорогу! И попали мы к Алсу 1! Пол каньона прошли по верху! Отлично! Я предложила дойти до Морозовки, а оттуда в сторону Озерного по каньону, но решили все таки идти по дороге в другую сторону.

Вскоре вышли на тропу, с которой уже было видно реку. В этот момент тучи начали сгущаться над соседними горами и послышались устрашающие раскаты грома. Сделали привал и параллельно искали дорогу вниз. Но так ничего и не найдя пришлось ссыпаться в каньон в прямом смысле этого слова, по сыпухе и по колючим кустам. И вот сидим мы на берегу Черной речки, уставшие, и не знаем вообще, в какое место каньона мы попали.

Решили разбивать лагерь, и подходящая поляна нашлась на другом берегу реки. Поставила палатку, разожгли костер, и пошли ловить рыбу на самодельные удочки из веток. Поймали только мелких рыбешек. А на ужин зажарили шашлык из мяса кабана, которого, к счастью, встретили и ловили не мы. А дождь так и не пошел, тучи ушли в другую сторону от нас. Вечер прошел хорошо, так же, как и ночь. Спала я под шум реки крепко и утром еле-еле смогла открыть глаза.

День 2

Проснулась в 8 утра, когда во всю уже трещал костер. Погода была отличная, каньон медленно просыпался в лучах утреннего солнца. Позавтракали и начали собираться. Сегодня нужно было выйти в Черноречье.

Около 10 утра покинули место стоянки и двинули вниз по течению. Шли, обходя прижимы, идя то вверх, то вниз, по камешкам в воде, по тропинкам, протискиваясь сквозь кусты. Я была абсолютно не уверена в том, что мы идем по правильной тропе. Ни навигатора, ни карты, где проглядывается тропа, там и идем.

Не знаю, сколько мы так прошли, но вскоре на правой стороне тропа кончилась. На левом берегу было непонятно есть она или нет. Решили перейти реку. А на другой стороне тропы тоже нет. Ну, папа опять напролом, а я за ним, деваться некуда.

В итоге лезем по крутой горе, нависающей над рекой. Цепляясь за траву, за камни, я проклинаю все на свете и начинаю жутко жалеть, что не прислушалась к знакам. А в голове голос твердит «Идиоты! Идиоты! Куда мы лезем?». Надо делать очередной шаг, а я не знаю куда. Проверяю ногой камень на устойчивость, а он вырывается из земли и падает в реку с шумным всплеском. В голове тут же пронеслась картина, как я, наступив на него, срываюсь вниз. Нахожу другое место опоры и попадаю в заросли кустов. В этот момент мой походный штатив выдергивается веткой из бокового кармана рюкзака и выпадает. Чудом он остается лежать на склоне. Хватаю его и сую в зубы за веревку, так как больше некуда.

Вылезаю из кустов и попадаю на поляну из колючей иглицы понтийской. Папа впереди меня уже стоит на тропе, а я иду напролом по колючим кустам, обдирая ноги с штативом в зубах. Не удивительно, что первая фраза содержала много мата и я готова была валить прямо в тот же миг из каньона, даже не пытаясь опять спуститься. Но тропа была одна, и мы решили идти по ней, а уж куда выведет она, так тому и быть. И тут мы обнаружили тропу на другой стороне, которая шла чуть выше реки. Где-то мы ее пропустили.

Солнце уже вовсю начало печь, тропа шла в гору, и подниматься было очень нелегко. Вышли мы вскоре на замечательную смотровую площадку с видом на каньон. Чуть передохнули, пофоткали и пошли дальше по тропе, которая вела нас снова вниз, к реке. Но с вершины удалось сориентироваться и оказалось, что до легкой части каньона осталось совсем не много.

Спустились к реке и, пройдя немного до стоянки, сделали привал. Судя по табличкам, мы уже почти вышли к цивилизации. Перекусили и уже через несколько минут мы перешли по мостику на правый берег. Тут уже и людей стало много. К памятнику мы не пошли, а направились дальше по каньону.

Прошли места отдыха, там стояли группы какие-то и вышли к месту, где река Упа впадает в Черную речку. Это означало, что скоро будет наше излюбленное место для купания. И какое же счастье было нырнуть в прохладную реку после таких напряженных двух дней! Но долго купаться нельзя, так как времени оставалось впритык, чтоб успеть на последний автобус из Черноречья. Поэтому надев рюкзаки, пошли дальше.

Вскоре вышли к дороге, которая поднимается в гору, а потом выходит прямо в Черноречье. Можно было пойти по ней, но мы решили идти по каньону до конца, до плотины. Перешли на левую сторону и начали опять карабкаться по тропинкам. В итоге вышли к гроту, а дальше вдоль реки, наконец, попали к выходу из Чернореченского каньона. Вот и домики первые и асфальтовая дорога. Вскоре мы уже были на остановке у Чоргуньской башни. Осталось совсем не много,  дойти до трассы и сесть на автобус до Севастополя.

После этого похода мое желание пройти Чернореченский каньон от начала и до конца было абсолютно не удовлетворено. В легкой части каньона я была уже много раз, а трудную часть мы не прошли даже наполовину. Уже дома, изучив карту и сравнив виды на фотографиях, я пришла к выводу, что спустились мы в каньон прямо за большой петлей, миновав все самые красивые места с главными порогами. Каньон нас не пустил и знаки, сопровождающие нас почти всю дорогу, говорили нам о том, чтоб мы вернулись домой.